К ИСТОКАМ ПАРИКМАХЕРСКОГО ИСКУССТВА

Точно установить, когда зародилось парикмахерское искусство, очень сложно. Ясно одно: как только человек стал осознавать себя как индивидуальность, личность, у него возникла потребность нра­виться другим, вызывать восхищение. Это стремление побуждало его тщательно ухаживать за своим телом и волосами, с помощью различных средств выгодно подчеркивать достоинства, корректиро­вать недостатки. Красивые, ухоженные волосы, правильно подобран­ная прическа всегда являлись одним из таких средств украшения. Установлено, что уже во втором тысячелетии до н. э. люди проявля­ли интерес к парикмахерскому искусству.

Развитие этого древнейшего искусства шло постепенно. Каж­дая эпоха характеризовалась своими представлениями о красоте волос и способах украшения внешности с помощью причесок. Эти представления формировались под влиянием экономических, поли­тических и культурных особенностей развития каждого конкретно­го государства и изменялись со временем.

Развитие парикмахерского искусства в Древнем Египте

Скульптурные изображения и наскальные рисунки, сохранив­шиеся до наших дней, свидетельствуют о том, что уже в Древнем Египте волосам и прическе придавали большое значение, прическа была не только украшением, но и говорила о социальном положении и происхождении человека.

Египтяне владели мастерством изготовления париков. Их изго­товляли из естественных волос, овечьей шерсти, растительных во­локон. Надевали парики на подстриженную голову, носили их как женщины, так и мужчины. Первоначально правом ношения парика обладали только жрецы, затем к ним присоединились представите­ли знати и только позже — простые египтяне. В зависимости от
социального положения выбирался фасон парика. Знатные люди носили большие тяжелые парики, изготов­ленные из натуральных волос. Осо­бенно популярны были громоздкие трапециевидные парики из длинных, ниспадающих на плечи волос или мел­ко заплетенных косичек, разделенных вертикальным пробором по центру го­ловы. Такие парики призваны были подчеркнуть изящество фигуры их обладателей (рис. 1).

К ИСТОКАМ ПАРИКМАХЕРСКОГО ИСКУССТВА

Рисунок 1

Чтобы придать прическе еще больший объем, иногда надевали не один, а два парика.

Простые египтяне носили неболь­шие парики из искусственных волокон.

Египетские мужчины носили свободно ниспадающие волосы (рис. 2). Собственные бороды брили, а искусственные бороды и парики, которые изготовляли из шерсти овец, привязывали к подбородку шнурком или металлической ниткой. Их надевали только представи­тели знати в особенно торжественных случаях.

Естественные волосы египтян были гладкими, имели черный цвет. Для того чтобы придать таким волосам вид завитости, женщины

К ИСТОКАМ ПАРИКМАХЕРСКОГО ИСКУССТВА

Рисунок 2

смазывали волосы глиной, делили их на небольшие пряди, которые затем наматывали на специальные тоненькие прутья и высушивали под палящими солнечными лучами.

Впоследствии на смену прутьям пришли металлические стержни, ко­торые предварительно нагревали и на­матывали на них пряди волос.

Для того чтобы изменить натураль­ный цвет волос или сделать его ин­тенсивнее, египтянки применяли хну, жир черных змей и быков, яйца во­рон.

Уже в этот период времени были известны различные способы укрепле­

ния, мытья и лечения волос при помощи раз­личных жиров и масел. Для того чтобы улуч­шить рост волос, их смазывали жирами раз­личных животных: тигров, львов.

К ИСТОКАМ ПАРИКМАХЕРСКОГО ИСКУССТВА

Рисунок 3

Нежелательные волосы удаляли специ­альными приспособлениями, напоминающи­ми современные щипчики.

Именно из Египта парикмахерское искус­ство распространилось в другие страны.

Развитие парикмахерского искусства в Древней Греции

В Древней Греции существовал культ физической красоты и гар­моничных геометрических пропорций, к волосам и прическе тоже относились очень внимательно, так как они должны были подчерки­вать физическую красоту человеческого тела. Не случайно именно в Афинах появились специальные заведения, в которых занимались созданием причесок, брили бороды.

Женщины завивали волосы в локоны, для этой цели применяли специальные щипцы.

К ИСТОКАМ ПАРИКМАХЕРСКОГО ИСКУССТВА

Это были небольшие железные стер­жни с ручкой для держания, на концах щипцов помещались шарики. Завитые та­ким образом локоны сохранялись в тече­ние некоторого времени. Гладкие, неза­витые волосы носили во время траура.

Очень часто волосы поднимали вверх и фиксировали узлом или лентой. Не ме­нее распространены были прически с вер­тикальным пробором по центру головы.

Волосы делили на пряди и заплетали в ко­сички, из которых формировали узел на затылке.

Мужчины носили длинные волосы, которые завивали в мелкие локоны. Во­лосы могли также заплетать в косы и укладывать их рядами по окружности

головы. — п „

Рисунок 4

Позже (приблизительно с V в. до н. э.) мужчины стали отдавать предпочтение при­ческам из коротких волос.

К ИСТОКАМ ПАРИКМАХЕРСКОГО ИСКУССТВА

Рисунок 5

Изменились способы создания париков. По­пулярными стали парики и прически из ко­ротких завитых волос (рис. 3).

Идеалом красоты считались волосы золо­тистого и пепельного цветов.

В это время для окраски волос применя­ли натуральные, растительные красители, которые эффективно изменяли естественный цвет волос и придавали им нужный оттенок.

К сожалению, секрет приготовления этих красителей утрачен.

Развитие парикмахерского искусства в Древнем Риме

В Древнем Риме парикмахерское искусство длительный период времени не имело собственного направления и находилось под вли­янием Греции. Очень популярны были прически из коротких мелко завитых волос (рис. 4).

Мужчины носили бороды и усы, прически из коротких волос, обязательным атрибутом которых являлась густая челка до линии бровей.

Женщины носили прически из длинных волос, волосы собирали в объемные пучки и фиксировали на затылке.

Во времена империи парикмахерское искусство в Риме стало развиваться самостоятельно и вскоре достигло своего расцвета. При­чески и волосы описывали в стихах, им посвящали эпиграммы.

Наряду с прическами из длинных естественных волос все чаще стали появляться короткие стрижки, парики.

Женщины отдавали предпочтение прическам из гладких волос, которые собирали в узел и фиксировали заколками или другими украшениями. Со временем особую популярность приобрели высо­кие прически, они напоминали собой веер. Для их создания приме­няли специальные каркасы.

Мужчины стали брить бороды и усы, носить короткие, прямые волосы (рис. 5).

Существовал в Риме культ светлых, белокурых волос.

Для достижения модного оттенка волосы специально обесцвечи­вали или носили парики из светлых волос.

Древние кельты и германцы предпочитали длинные распущен­ные волосы, которые воспринимались как символ власти и свободы.

Развитие парикмахерского искусства на Древнем Востоке

Прическа играла большую роль и у жителей Древнего Востока.

В Японии женщины носили длинные волосы, которые собирали в хвост на макушке и заворачивали в узел, который фиксировали специальной длинной деревянной палочкой. Иногда прически пред­ставляли собой высокие пирамиды из волос.

Такая прическа создавала определенные неудобства: например, было очень тяжело спать, и чтобы прическа сохранила первона­чальный вид, не утратила форму, под голову подкладывали неболь­шие подушечки, которые помещали на деревянную подставку.

Японские мужчины сбривали усы, бороды и часть волос на за­тылке и лбу, а оставшиеся на макушке волосы собирали в пучок, который украшали яркими шнурами.

Соком алоэ и различными растительными маслами японцы про­тирали волосы для придания им шелковистости, эластичности и блеска.

В Китае мужчины носили длинные волосы, которые заплетали в косу на затылке.

Парикмахерское искусство в период Средневековья

В период раннего средневековья (X-XII вв.) внимание к красоте человеческого тела, волосам и прическам считалось греховным. Эта историческая эпоха на некоторое время затормозила развитие па­рикмахерского искусства.

Можно говорить об отсутствии причесок в это время, так как волосы полностью прятали под чепец или накидку из тканей (рис. 6).

Окрашивание волос считалось недопустимым и недостойным с точ­ки зрения церкви.

К ИСТОКАМ ПАРИКМАХЕРСКОГО ИСКУССТВА

Рисунок 6

Длинные, распущенные по пле­чам волосы, не прикрытые накид­кой, могли носить только незамуж­ние молодые девушки.

Однако и в это время существо­вал свой идеал красоты. Особенно почитались длинные кудрявые во­лосы золотистого цвета. Для созда­ния завитков применяли предвари­тельно нагретые металлические палочки.

В ХП-ХШ вв. (в период поздне­го средневековья) молодые девушки заплетали волосы в косы. Мужчины носили короткие стрижки с выбритым затылком. Отношение к парикмахерскому искусству постепенно менялось, появились первые профессиональные парикмахеры (цирюльники), открылись парикмахерские (цирюльни).

Рисунок 7

К ИСТОКАМ ПАРИКМАХЕРСКОГО ИСКУССТВА

В XIV в. в моду возвращаются длинные завитые волосы, кото­рые носили как женщины, так и мужчины (рис. 7).

Развитие парикмахерского искусства в эпоху Возрождения

Эпоха Ренессанса (XV—XVI вв.) стала новым этапом в развитии парикмахерского искусства, по­явление которого обусловлено новым отношением к человеку, его телу, нравственной природе.

Женщина считалась красивой только в том случае, когда все: одежда, тело и в особенности во­лосы — были ухоженными.

О том, что вкладывали в по­нятие красивых волос в этот пе­

риод времени, свидетельствует от­рывок из трактата «О красоте жен­щин», написанного монахом валлам — брозаского ордена Аньоло Фирен — цуола. Вот что он пишет: «Ценность волос настолько велика, что если красавица украсилась золотом, жемчугом и оделась бы в роскош­ное платье, но не привела в по­рядок свои волосы, она не выгляде­ла ни красивой, ни нарядной… Воло­сы женщины должны быть нежными, густыми, длинными, вол­нистыми, цветом они должны упо­добляться золоту, или же меду, или же лучам солнечным».

К ИСТОКАМ ПАРИКМАХЕРСКОГО ИСКУССТВА

Рисунок 8

Рисунок 9

К ИСТОКАМ ПАРИКМАХЕРСКОГО ИСКУССТВА

Как видите, самыми красивыми считались женщины с белокурыми или золотистыми волосами, по­этому женщины носили парики из волос модного цвета или окраши­вали их. Для осветления волос естественным путем женщины часами сидели под палящим солнцем. Искусство окрашивания волос продви­нулось вперед: использовали не толь­ко растительные, но и минеральные и органические красители.

Особенно привлекательным счи­тался высокий лоб. Для того чтобы зри­тельно увеличить его, женщины вы­щипывали брови, сбривали волосы на лбу.

Было модным вплетать в волосы ленты и другие украшения (рис. 8).

Особое значение волосы имели в Гер­мании. Ими клялись во время присяги в суде.

^о°°°оос

°ООСОС^

Для этого женщины наматывали волосы на левую руку и прикладыва­ли ее к груди, а правой рукой прика­сались к жезлу судьи. Волосы отреза­ли, если женщина лгала, — это счи­талось позором.

В этой стране в рассматриваемый период времени женщины но­сили длинные косы, ими оборачивали голову по окружности и по­крывали сверху тоненькой сеточкой (рис. 9).

Мужчины носили длинные волнистые волосы. Гладкие от приро­ды волосы завивали.

С 20-х гг. XVI в. во Франции особую популярность приобрела стрижка «ежик», которая положила начало мужской моде на корот­кие стрижки. Эта прическа обязана своим появлением королю Фран­циску I, которому во время игры в снежки травмировали голову, и по совету врачей он вынужден был коротко подстричь волосы.

Comments are closed.