Точно установить, когда зародилось парикмахерское искусство, очень сложно. Ясно одно: как только человек стал осознавать себя как индивидуальность, личность, у него возникла потребность нравиться другим, вызывать восхищение. Это стремление побуждало его тщательно ухаживать за своим телом и волосами, с помощью различных средств выгодно подчеркивать достоинства, корректировать недостатки. Красивые, ухоженные волосы, правильно подобранная прическа всегда являлись одним из таких средств украшения. Установлено, что уже во втором тысячелетии до н. э. люди проявляли интерес к парикмахерскому искусству.
Развитие этого древнейшего искусства шло постепенно. Каждая эпоха характеризовалась своими представлениями о красоте волос и способах украшения внешности с помощью причесок. Эти представления формировались под влиянием экономических, политических и культурных особенностей развития каждого конкретного государства и изменялись со временем.
Развитие парикмахерского искусства в Древнем Египте
Скульптурные изображения и наскальные рисунки, сохранившиеся до наших дней, свидетельствуют о том, что уже в Древнем Египте волосам и прическе придавали большое значение, прическа была не только украшением, но и говорила о социальном положении и происхождении человека.
Египтяне владели мастерством изготовления париков. Их изготовляли из естественных волос, овечьей шерсти, растительных волокон. Надевали парики на подстриженную голову, носили их как женщины, так и мужчины. Первоначально правом ношения парика обладали только жрецы, затем к ним присоединились представители знати и только позже — простые египтяне. В зависимости от
социального положения выбирался фасон парика. Знатные люди носили большие тяжелые парики, изготовленные из натуральных волос. Особенно популярны были громоздкие трапециевидные парики из длинных, ниспадающих на плечи волос или мелко заплетенных косичек, разделенных вертикальным пробором по центру головы. Такие парики призваны были подчеркнуть изящество фигуры их обладателей (рис. 1).
Рисунок 1 |
Чтобы придать прическе еще больший объем, иногда надевали не один, а два парика.
Простые египтяне носили небольшие парики из искусственных волокон.
Египетские мужчины носили свободно ниспадающие волосы (рис. 2). Собственные бороды брили, а искусственные бороды и парики, которые изготовляли из шерсти овец, привязывали к подбородку шнурком или металлической ниткой. Их надевали только представители знати в особенно торжественных случаях.
Естественные волосы египтян были гладкими, имели черный цвет. Для того чтобы придать таким волосам вид завитости, женщины
Рисунок 2 |
смазывали волосы глиной, делили их на небольшие пряди, которые затем наматывали на специальные тоненькие прутья и высушивали под палящими солнечными лучами.
Впоследствии на смену прутьям пришли металлические стержни, которые предварительно нагревали и наматывали на них пряди волос.
Для того чтобы изменить натуральный цвет волос или сделать его интенсивнее, египтянки применяли хну, жир черных змей и быков, яйца ворон.
Уже в этот период времени были известны различные способы укрепле
ния, мытья и лечения волос при помощи различных жиров и масел. Для того чтобы улучшить рост волос, их смазывали жирами различных животных: тигров, львов.
Рисунок 3 |
Нежелательные волосы удаляли специальными приспособлениями, напоминающими современные щипчики.
Именно из Египта парикмахерское искусство распространилось в другие страны.
Развитие парикмахерского искусства в Древней Греции
В Древней Греции существовал культ физической красоты и гармоничных геометрических пропорций, к волосам и прическе тоже относились очень внимательно, так как они должны были подчеркивать физическую красоту человеческого тела. Не случайно именно в Афинах появились специальные заведения, в которых занимались созданием причесок, брили бороды.
Женщины завивали волосы в локоны, для этой цели применяли специальные щипцы.
Это были небольшие железные стержни с ручкой для держания, на концах щипцов помещались шарики. Завитые таким образом локоны сохранялись в течение некоторого времени. Гладкие, незавитые волосы носили во время траура.
Очень часто волосы поднимали вверх и фиксировали узлом или лентой. Не менее распространены были прически с вертикальным пробором по центру головы.
Волосы делили на пряди и заплетали в косички, из которых формировали узел на затылке.
Мужчины носили длинные волосы, которые завивали в мелкие локоны. Волосы могли также заплетать в косы и укладывать их рядами по окружности
головы. — п „
Рисунок 4
Позже (приблизительно с V в. до н. э.) мужчины стали отдавать предпочтение прическам из коротких волос.
Рисунок 5 |
Изменились способы создания париков. Популярными стали парики и прически из коротких завитых волос (рис. 3).
Идеалом красоты считались волосы золотистого и пепельного цветов.
В это время для окраски волос применяли натуральные, растительные красители, которые эффективно изменяли естественный цвет волос и придавали им нужный оттенок.
К сожалению, секрет приготовления этих красителей утрачен.
Развитие парикмахерского искусства в Древнем Риме
В Древнем Риме парикмахерское искусство длительный период времени не имело собственного направления и находилось под влиянием Греции. Очень популярны были прически из коротких мелко завитых волос (рис. 4).
Мужчины носили бороды и усы, прически из коротких волос, обязательным атрибутом которых являлась густая челка до линии бровей.
Женщины носили прически из длинных волос, волосы собирали в объемные пучки и фиксировали на затылке.
Во времена империи парикмахерское искусство в Риме стало развиваться самостоятельно и вскоре достигло своего расцвета. Прически и волосы описывали в стихах, им посвящали эпиграммы.
Наряду с прическами из длинных естественных волос все чаще стали появляться короткие стрижки, парики.
Женщины отдавали предпочтение прическам из гладких волос, которые собирали в узел и фиксировали заколками или другими украшениями. Со временем особую популярность приобрели высокие прически, они напоминали собой веер. Для их создания применяли специальные каркасы.
Мужчины стали брить бороды и усы, носить короткие, прямые волосы (рис. 5).
Существовал в Риме культ светлых, белокурых волос.
Для достижения модного оттенка волосы специально обесцвечивали или носили парики из светлых волос.
Древние кельты и германцы предпочитали длинные распущенные волосы, которые воспринимались как символ власти и свободы.
Развитие парикмахерского искусства на Древнем Востоке
Прическа играла большую роль и у жителей Древнего Востока.
В Японии женщины носили длинные волосы, которые собирали в хвост на макушке и заворачивали в узел, который фиксировали специальной длинной деревянной палочкой. Иногда прически представляли собой высокие пирамиды из волос.
Такая прическа создавала определенные неудобства: например, было очень тяжело спать, и чтобы прическа сохранила первоначальный вид, не утратила форму, под голову подкладывали небольшие подушечки, которые помещали на деревянную подставку.
Японские мужчины сбривали усы, бороды и часть волос на затылке и лбу, а оставшиеся на макушке волосы собирали в пучок, который украшали яркими шнурами.
Соком алоэ и различными растительными маслами японцы протирали волосы для придания им шелковистости, эластичности и блеска.
В Китае мужчины носили длинные волосы, которые заплетали в косу на затылке.
Парикмахерское искусство в период Средневековья
В период раннего средневековья (X-XII вв.) внимание к красоте человеческого тела, волосам и прическам считалось греховным. Эта историческая эпоха на некоторое время затормозила развитие парикмахерского искусства.
Можно говорить об отсутствии причесок в это время, так как волосы полностью прятали под чепец или накидку из тканей (рис. 6).
Окрашивание волос считалось недопустимым и недостойным с точки зрения церкви.
Рисунок 6 |
Длинные, распущенные по плечам волосы, не прикрытые накидкой, могли носить только незамужние молодые девушки.
Однако и в это время существовал свой идеал красоты. Особенно почитались длинные кудрявые волосы золотистого цвета. Для создания завитков применяли предварительно нагретые металлические палочки.
В ХП-ХШ вв. (в период позднего средневековья) молодые девушки заплетали волосы в косы. Мужчины носили короткие стрижки с выбритым затылком. Отношение к парикмахерскому искусству постепенно менялось, появились первые профессиональные парикмахеры (цирюльники), открылись парикмахерские (цирюльни).
Рисунок 7 |
В XIV в. в моду возвращаются длинные завитые волосы, которые носили как женщины, так и мужчины (рис. 7).
Развитие парикмахерского искусства в эпоху Возрождения
Эпоха Ренессанса (XV—XVI вв.) стала новым этапом в развитии парикмахерского искусства, появление которого обусловлено новым отношением к человеку, его телу, нравственной природе.
Женщина считалась красивой только в том случае, когда все: одежда, тело и в особенности волосы — были ухоженными.
О том, что вкладывали в понятие красивых волос в этот пе
риод времени, свидетельствует отрывок из трактата «О красоте женщин», написанного монахом валлам — брозаского ордена Аньоло Фирен — цуола. Вот что он пишет: «Ценность волос настолько велика, что если красавица украсилась золотом, жемчугом и оделась бы в роскошное платье, но не привела в порядок свои волосы, она не выглядела ни красивой, ни нарядной… Волосы женщины должны быть нежными, густыми, длинными, волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту, или же меду, или же лучам солнечным».
Рисунок 8 |
Рисунок 9 |
Как видите, самыми красивыми считались женщины с белокурыми или золотистыми волосами, поэтому женщины носили парики из волос модного цвета или окрашивали их. Для осветления волос естественным путем женщины часами сидели под палящим солнцем. Искусство окрашивания волос продвинулось вперед: использовали не только растительные, но и минеральные и органические красители.
Особенно привлекательным считался высокий лоб. Для того чтобы зрительно увеличить его, женщины выщипывали брови, сбривали волосы на лбу.
Было модным вплетать в волосы ленты и другие украшения (рис. 8).
Особое значение волосы имели в Германии. Ими клялись во время присяги в суде.
^о°°°оос °ООСОС^ |
Для этого женщины наматывали волосы на левую руку и прикладывали ее к груди, а правой рукой прикасались к жезлу судьи. Волосы отрезали, если женщина лгала, — это считалось позором.
В этой стране в рассматриваемый период времени женщины носили длинные косы, ими оборачивали голову по окружности и покрывали сверху тоненькой сеточкой (рис. 9).
Мужчины носили длинные волнистые волосы. Гладкие от природы волосы завивали.
С 20-х гг. XVI в. во Франции особую популярность приобрела стрижка «ежик», которая положила начало мужской моде на короткие стрижки. Эта прическа обязана своим появлением королю Франциску I, которому во время игры в снежки травмировали голову, и по совету врачей он вынужден был коротко подстричь волосы.