Модельные прически

Одной из важнейших характеристик формы прически яв­ляется образность, присущая этой форме. Прическа может либо способствовать перевоплощению человека (например, театральная или конкурсная), либо подчеркивать его инди­видуальность.rpk-tramplin.ru

Выполняя укладку, парикмахер должен учитывать факто­ры, определяющие внешний облик человека: его возраст, национальность, принадлежность к социальной группе и др.

Все многообразие форм причесок по стилевому решению

обобщенно можно подразделить на три основные группы;

прически классических строгих форм;

прически спортивных форм;

прически «фантази».

Так, например, для вечерней нарядной женской причес­ки можно использовать как классические формы, так и «фан­тази», а для моделей повседневного назначения — спортив­ные или классические формы.

Условно различают несколько типов внешнего облика че­ловека: молодежный, спортивный, женственный, элегантный. Выбирая форму прически, парикмахер должен стремиться к тому, чтобы, она гармонировала с внешним обликом клиента.

На практике мастера выполняют прически, получившие признание на конкурсах парикмахерского мастерства, а так­же новые разработанные модели, рекламируемые в специ­альных журналах или рекламных буклетах.

Творческий процесс создания прически аналогичен твор­ческому процессу в любой другой отрасли человеческой де­ятельности. Перед выполнением прически парикмахер прежде всего должен выяснить ее функциональное назначение, а затем найти форму, позволяющую образно раскрыть содер­жание прически, что и является художественной задачей, стоящей перед мастером.

Творческий процесс создания прически включает в себя следующие этапы:

всестороннее восприятие и осознание эпохи, стиля, моды, идеи прически (назначение, форма, объем);

описание требуемого композиционного приема, т. е. сред­ства воплощения замысла;

определение технологии выполнения — выбор необходи­мых операций и инструментов;

реализацию замысла.

Таким образом, творческий процесс создания определен­ной прически представляет собой последовательное, поэтап­ное уточнение общего (объема) через частное (детали).

В зависимости от назначения прически условно подразде­ляют на бытовые и зрелищные.

Бытовые прически

В современной моде существует огромное разнообразие моделей бытовых причесок, которые подразделяются на по­вседневные и нарядные.

Выбор модели прически определяется временем ее исполь­зования (день, вечер), окружающей обстановкой (дома, в театре, на работе).

Кроме того, выбор бытовой прически зависит также от времени года.

Классификация бытовых причесок носит весьма услов­ный характер, так как одна и та же прическа может исполь­зоваться как в качестве нарядной, например для женщины среднего возраста, так и в качестве повседневной для моло­дой девушки (рис. 7, цвет. вкл.).

При работе над бытовой прической парикмахер должен соблюдать следующие правила.

1. Выяснить назначение прически и определить стиль кли­ента. Обсудить идею прически с клиентом.

2. Прислушиваясь к пожеланиям клиентки, выбрать нуж­ную форму прически и главных ее деталей с учетом исход­ных данных (фактуры волос, формы лица, головы и т. д.).

3. Продумать укладку с учетом единства формы прически и способов соединения деталей, разработать второстепен­ные детали. Наметить основные пропорции и избрать масш­таб прически, убедиться в соответствии предполагаемого силуэта прически с особенностями лица, шеи (посадки го­ловы).

4. Разработать технологию выполнения — выбрать схему накручивания, определить требуемый размер локонов, ко­торый зависит от выбранной модели прически, фактуры во­лос и формы головы. Продумать особенности накручивания для получения определенных эффектов. Разрабатывая схему накручивания, не следует жестко программировать ее толь­ко на один вариант прически. Необходимо предусмотреть возможность получения нескольких вариантов прически в случае, если клиенту что-то не понравится.

5. Продумать последовательность получения и соединения деталей прически, технику расчесывания, возможность ис­пользования тупировки и ее интенсивность (в зависимости от выбранной формы прически). Подготовить при необходи­мости шпильки, заколки, гребни и украшения, служащие для конструктивных и декоративных целей, а также лаки. Выб­рать расчески и щетки.

Придерживаясь этих правил, можно избежать некоторых ошибок в работе.

Реализуя замысел и выполняя отдельные детали, мастер должен постоянно контролировать себя и следить за получа­емой формой прически в целом. Если выполненные отдель­ные детали по размерам вписываются в задуманные силуэты (профиль, анфас, затылок) и если дальнейшая работа не будет создавать опасности повреждения ранее проработан­ных деталей, можно сразу их окончательно отделывать и фик­сировать.

Повседневные прически должны выглядеть естественными, поэтому для них не рекомендуется выбирать резкие формы. Современные повседневные прически выполняются на базе одной стрижки с учетом их назначения (для офиса или ве­черние, для дискотеки или коктейля). Укладка волос осуще­ствляется с применением бигуди, фена или только с помо­щью рук и расчески.

Повседневная прическа — это прическа на каждый день (будь то работа, спорт или развлечения), поэтому при моде­лировании повседневных причесок необходимо учитывать ха­рактер занятий клиента.

Кроме того, следует также учитывать время года при вы­полнении прически. Например, зимой, как правило, не хо­дят с непокрытой головой, следовательно, необходима при­ческа, которая будет меньше страдать от головного убора.

Если женщине присущ деловой или спортивный стиль, то в прическе должны быть использованы геометрические формы.

При романтическом стиле женщине лучше подойдет при­ческа с кудрями до плеч.

Прическа для работы, форма которой зависит от специ­фики труда и условий производства, должна быть достаточ­но деловой, однако в ней обязательно должны присутство­вать элементы, придающие облику женщины элегантность и очарование. Ведь современная деловая женщина может пой­ти с работы на прием, презентацию или в театр.

Нарядные прически представляют собой нечто среднее между бытовыми и конкурсными. Нарядная прическа как объект для творчества наиболее интересна для модельера. Здесь он может не ограничивать себя ни в выборе силуэта, ни в использовании элементов декора. При этом фантазия художника, его индивидуальность и вкус проявляются в пол­ную силу.

Нарядная прическа предназначена для украшения чело­века и этой цели можно добиться двумя путями:

использовать в качестве нарядной прическу, являющуюся для других повседневной (например, уложить волосы в пу­чок, т. е. придать женщине непривычный для окружающих облик, нарядный и индивидуальный);

дополнить повседневную прическу новыми декоративны­ми элементами или, наоборот, сделать ее более строгой.

Все многообразие форм и силуэтов нарядных причесок можно разделить на два вида:

прически нейтральной формы, которые сами по себе про­сты, лаконичны и имеют простое классическое или строгое стилевое решение;

прически активной формы, силуэт которых сложен, де­коративен или симметричен и т. д. Укладки такого вида ре­шаются в стиле «фантази».

По своему назначению нарядные прически очень условно подразделяют следующим образом: для домашнего торжества; посещения театра или концертного зала; танцевального вечера; официального торжества; встречи Нового года; выпускного бала; свадебные.

Нарядные вечерние прически должны быть элегантными и изящными. Часто для этого используют длинные вытяну­тые пряди волос и другие детали.

Придать прическе торжественность помогают декоратив­ные украшения: скромная брошь, лента или цветок в тон платья. Однако не следует перегружать ими прическу, так как даже вечерние модели для особо торжественных случаев при некоторой их статичности не должны производить впе­чатление монументальности. Парикмахер должен стремиться создать иллюзию естественности прически (как будто жен­щина причесалась сама). Для этого пряди лучше соединять не посредством сильного начеса и лака, а схватывать красивой заколкой или гребнем, которые также способствуют созда­нию образа.

Для домашних торжеств лучше подойдут прически, име­ющие выразительный четкий силуэт, а умеренные по слож­ности формы с использованием простых украшений.

Прически для посещения театра или концертного зала должны быть компактными, подвижность волос в такой при­ческе лучше ограничить.

Для официального торжества можно использовать деко­ративные детали (например, шиньон).

Прическа для посещения выставки должна быть простой элегантной формы, с плавными переходами элементов.

Для танцевальных вечеров в зависимости от проектируе­мого образа используются прически двух форм:

подвижная прическа, как бы повторяющая танцевальные движения;

неподвижная (компактная) прическа, т. е. сохраняющая­ся при энергичных движениях.

Прическа для бала должна быть не только нарядной и тор­жественной, но и создавать видимость естественности. С этой целью используются легкие свободные линии. Например, для бала в новогоднюю ночь выполняются прически стиля «фан — тази» с использованием всевозможных украшений и специ­альных технических приемов.

Всегда много трудностей у парикмахера возникает при вы­полнении прически для выпускного бала. Девушки-выпуск­ницы часто хотят иметь «взрослую» прическу, которая плохо сочетается с их нарядами. В связи с тем что выпускной вечер включает в себя и официальную часть, и банкет, и танцы, продолжающиеся всю ночь, необходима такая прическа, которая сохранилась бы на весь праздник.

Прически для свадьбы должны быть торжественными и нарядными. Как правило, они довольно традиционны, од­нако в них также можно вводить небольшое количество мод­ных элементов в соответствии с силуэтом и формой. Если у невесты будет фата, венок или цветок, нужно обязательно это учитывать при выборе укладки. Если головной убор не используется, то прическа не должна быть очень модной и при всей своей нарядности должна быть скромной. Глав­ным принципом свадебной прически является естествен­ность. Для ее украшения используются малые детали (ма­ленькие букетики, один цветок). Создавая прическу, нельзя забывать о платье — все должно быть гармоничным и со­ставлять цельный образ.

При создании нарядных причесок, для которых характер­ны высокохудожественная многоэлементная форма, безуко­ризненная чистота проработки поверхности и элементов де­кора, строгая фиксация отдельных деталей, следует строго соблюдать все законы и правила композиции укладки, сле­дить за единством стилевого решения и выразительностью образа.

В зависимости от вида и жанра зрелищного искусства раз­личают прически, предназначенные для выступления в те­атре, на эстраде, в цирке, а также для карнавалов и маска­радов. Во всех случаях они должны иметь ярко выраженную целевую направленность и подчеркнутую характерность, так как должны давать наиболее полное представление о худо­жественном образе. Особенно это относится к историческим прическам.

Зрелищными являются и конкурсные модели, которые строго разделяются на повседневные, вечерние и художе­ственные (фантази) (рис. 8, цвет. вкл.).

Само название «зрелищные» говорит о том, что такие при­чески должны производить на зрителя особо яркое впечат­ление, вызывая ощущения, близкие к тем, которые испы­тывает человек при созерцании произведений искусства, восхищаясь как красотой и образностью, так и техникой ис­полнения.

Классификация таких причесок весьма условна, посколь­ку одну и ту же модель можно увидеть в различных ситуациях. Например, историческая прическа может использоваться в кино, театре, карнавальном костюме, показательных кон­курсных выступлениях. Суть состоит в том, что все эти при­чески создаются для разного рода показов, демонстраций, выступлений и вызывают желание копировать, подражать и видоизменять увиденные модели.

Однако при всей условности классификации можно вы­делить следующие группы зрелищных причесок: историче­ские и конкурсные.

Исторические прически всегда представляют большой ин­терес для парикмахеров, вызывая желание копировать их. При этом очень часто мастеру приходится проявлять и личную творческую инициативу, поскольку на оригинале (рисунке, фотоснимке) видна лишь часть прически. Для разработки не­видимой на рисунке части парикмахер-модельер должен выбрать элементы, позволяющие выдержать индивидуальный характер формы всей прически в соответствии с художествен­ным стилем эпохи.

Так, для выполнения малой «пудреной прически» перио­да раннего рококо могут быть использованы как собствен­ные волосы клиентки, так и искусственные пряди волос. Причем висячие локоны должны выглядеть в духе истори­ческой эпохи. Готовая прическа должна быть равномерно припудрена.

Для выполнения высоких и асимметричных причесок позднего рококо необходимо использовать проволочный кар­кас в целях придания прическе формы и устойчивости. Кроме того, в таких прическах очень важно правильно выполнить тупировку прядей, предназначенных для создания петель. Припудрена прическа должна быть равномерно.

Прически стиля бидермейер отличались высоко стоячими петлями, а также кручеными и плетеными косами, располо­женными по бокам головы. Поэтому всю верхнюю часть та­ких причесок рекомендуется выполнять из накладных волос.

При создании исторической прически помимо проволоч­ных каркасов для лучшего выявления ее формы часто ис­пользуют вату.

Следует отметить, что многие детали и силуэты причесок прошлых исторических эпох используются и в наши дни в повседневных прическах (не говоря уже о конкурсных).

Конкурсные прически наиболее полно отражают тенденции моды, способствуя более быстрой популяризации новых мо­делей.

Существуют два направления развития моды. Одно связа­но с разработкой причесок для повседневного использова­ния, выполняемых в дальнейшем в парикмахерских («мода большим тиражом» или «мода улицы»).

Другое направление развития моды имеет эксперименталь­ный характер. Особенность его заключается в том, что поис­ки нового во многом сводятся к специфическому экспери­ментированию с формой прически. При разработке моделей новой формы совершенно не учитываются такие требования к прическе, как практичность, прочность, удобство, про­стота и т. д.

Мастер, выступающий на конкурсе, должен представить прическу, отвечающую требованиям не только сегодняшне­го, но и завтрашнего дня. При этом модельер всегда несколь­ко утрирует новые детали, фиксируя их очень четко, а ста­рые, хорошо известные детали вписывает в новую форму или по-новому сочетает между собой.

Назначение конкурсных моделей состоит в том, чтобы по­казать дальнейшее направление развития моды. Обычно на внедрение в практику конкурсной прически, получившей премию, уходит не менее года.

Выполнение конкурсной укладки зависит от фантазии и технического мастерства парикмахера-модельера.

На конкурсах, как правило, показываются три вида при­чесок с короткими волосами: гала-модель, прогрессивная коммерческая и прогрессивная прически.

Гала-модель — вечерняя прическа — это своеобраз­ный полет фантазии мастера. Она может быть украшена стра­зами и жемчугом. Сегодня также очень модно использовать для украшения различные перья и даже обычные металли­ческие зажимы.

Прогрессивная коммерческая прическа должна иметь резко выраженные линии, дизайн и фактуру, помогающие создать яркий неординарный образ. Эта при­ческа выполняется в более прогрессивном духе, чем повсед­невная прическа.

Прогрессивные прически — это авангард моды. Они выполняются парикмахерами-модельерами, имеющи­ми богатую фантазию. Модели причесок, создаваемые ими, опережают сегодняшний день. В дальнейшем некоторые эле­менты и линии таких причесок мастера используют при со­здании причесок для повседневной жизни.

Мода оказывает огромное влияние на развитие парикма-

/

херского искусства, способствуя моделированию новых при­чесок, которые позволяют улучшать наш внешний вид, из­менять облик, делать его более ярким и красивым.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику прически одного из приведенных истори­ческих периодов.

2. Назовите основные правила композиции.

3. Расскажите о повседневных прическах.

4. Расскажите о современных прическах для торжественных случаев.

Comments are closed.