УХОД ЗА ПАСТИЖЕРНЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ

За последние годы объем производства пастижерных изделий по заказам населения в нашей стране значи­тельно вырос и превратился в самостоятельный вид бытовых услуг. Пастижерные изделия изготовляют из различных материалов и для разных целей, поэто­му уход за ними неодинаков.

Этот вид обслуживания населения занимает мно­го времени у парикмахеров и по своей специфике и сложности требует квалифицированного подхода.

Характеристика основных материалов

Лучшим материалом для изготовления пастижерных изделий являются натуральные волосы человека. Они красивы и легко поддаются различным видам об­работки: мытью, окраске, химической завивке и пр. Однако натуральные волосы поступают в производ­ство в ограниченном количестве, поэтому возникает необходимость в материалах, заменяющих их.

Наибольшую популярность получили искусствен­ные волосы из волокна канекалон. Изделия из кане — калона не поддаются окраске и химической завив­ке. Оформление их в модельную прическу требует соблюдения определенных правил. Парик долго бу­дет выглядеть нарядным, если его правильно хра­нить и систематически ухаживать за ним.

Приступая к тому или иному виду обработки па­рика, необходимо вначале определить, из какого ма­териала изготовлена его основа (монтюр), а также ка­ковы структура и качество его волос, так как уход за париком из натурального и искусственного во­лоса различен.

Натуральные волосы обладают значительной со­противляемостью к загниванию, поэтому они устой­чивы к биологическим воздействиям. Вот почему из­делия из натуральных волос при правильном уходе и хранении очень долго сохраняют свои основные ка­чества.

Человеческий волос гигроскопичен, т. е. способен впитывать влагу, а также глицерин, животные и растительные жиры. При этом объем волоса увеличи-

вается на 10—25 %. Не проникают внутрь волоса и остаются на его поверхности такие вещества, как минеральные масла, вазелиновое масло и вазелин.

Щелочи и окисляющие вещества уменьшают прочность волос и усиливают их способность впи­тывать воду, отчего волосы могут увеличивав свой объем в 2—3 раза. При натягивании и закру чивании волос, смоченных щелочным раствором происходит необратимое изменение формы волос, по этому их можно завивать.

Окисляющие средства (например, пероксид водо рода) утончают волосы, делают их менее эластич ными, более ломкими и пористыми. Изделия, изго товленные из осветленных волос, необходимо перио дически обрабатывать питательными препаратам — Волосы людей европейской группы по структу ре считаются идеальным материалом для изготов ления различных пастижерных изделий. Особенн ценны волосы, не подвергавшиеся окраске и сохра нившие натуральный цвет. Они позволяют подобрат наиболее сходные оттенки с волосами основного кон тингента заказчиков.

Тонкие и эластичные по структуре волосы ев ропейской группы хорошо поддаются любой обработ ке. Чешуйчатый слой на этих волосах полность сохраняется, поэтому при неправильной чистке мытье они легко сваливаются.

В современном пастижерном производстве при меняются как окрашенные, так и неокрашенны натуральные волосы. Неокрашенные волосы поел обработки и сортировки по длине поступают в про изводство. Это волосы высшего качества: гибкие, мяг кие, блестящие и шелковистые. Изделия из таких во лес имеют естественный вид, окраска их более ста бильна. Волосы парика можно укладывать феном, за вивать щипцами, можно изменять прическу парика Но изделия из натуральных волос не сохраняю завивки в течение длительного времени и посте­пенно становятся совершенно прямыми, поэтому воз­никает необходимость в химической завивке.

Волосы, относящиеся к азиатской группе, также высоко ценятся в пастижерном производстве. И них в настоящее время изготовляется около 80 % всех выпускаемых в мире пастижерных изделий Следует заметить, что за рубежом волосы это

группы подвергают специальной химической обра­ботке (облагораживают), в процессе которой их утон­чают, полностью осветляют и затем окрашивают в требуемый цвет. После окраски поры волос запол­няют специальными составами, в результате чего во­лосы приобретают красивый и вполне здоровый внеш­ний вид. Однако в дальнейшем изделия из этих волос нельзя подвергать химической завивке, окраске и другим видам обработки.

В настоящее время для изготовления пастижер­ных изделий в больших количествах используют специально разработанные для этих целей искусст­венные волокна — канекалон, лафин и др. Эти во­локна имеют достоинства и недостатки и отличаются лишь химическими дополнителями и формой попе­речного сечения.

Синтетические волокна — заменители натураль­ных волос, предназначенные для изготовления па-, стижерных изделий, должны отвечать следующим требованиям:

как можно лучше имитировать натуральные во­лосы как по естественному мягкому блеску, цвету, так и i^a ощупь;

сохранять цвет и форму завивки после мытья; быть устойчивыми к температурным изменениям: восприимчивость к температуре, к сожалению, яв­ляется самым крупным недостатком большинства заменителей (в остальных отношениях превосход­ных).

Поступающие в пастижерное производство волок­на — заменители натурального волоса — можно от­нести к трем основным группам:

акриловые и модакриловые волокна (динель и ка­некалон) — отвечают двум первым требованиям, но не выдерживают температуру свыше 60 °С; парики из таких волокон не рекомендуется мыть горячей водой;

виниловые волокна — выдерживают температуру до 100 °С, мало применяются для изготовления па­риков, так как после мытья они теряют волни­стость;

полиамидные волокна — отличаются высокой жа­ростойкостью (до 200 °С); их можно завивать щип­цами.

В нашей стране для пастижерных изделий в основном используют канекалон и лафин.

§ 45. Уход за изделиями из натуральных и искусственных волос Уход за изделиями из натуральных и искусствен­ных во нос включает чистку, мытье, окраску, хими­ческую завивку, стрижку, укладку и оформление прически.

Приступая к тому или иному процессу обработки волос, надо в первую очередь определить структуру и качество волос, а также натуральные они или ис­кусственные. Это очень важное условие, так как из­делия из натуральных и искусственных волос об­рабатывают различными способами. Первым этапом любого вида обработки пастижерных изделий явля­ется расчесывание.

Расчесывание пастижерных изделий. Спутанные волосы мешают выполнению различных операций. Например, при накручивании нельзя быстро и пра­вильно отделить прядку от спутанных волос, а при окраске — счесать краситель на концы волос. Расчесывая волосы, добиваются их параллельного расположения по отношению друг к другу, придают волосам нужное направление и одновременно опре­деляют степень равномерности длины волос.

Параллельность волос — одно из основных тре­бований при накручивании на бигуди, коклюшки и т. д. От правильного направления волос во мно­гом зависит конечный результат любого вида об-, работки. Степень равномерности волос важна длі) дальнейшей стрижки.

Перед расчесыванием пастижерные изделия ук[ репляют штифтами на головке-форме. Обычно парив прикрепляют к форме в пяти точках: двумя штифта! ми по сторонам шейной области монтюра, двумя3 штифтами — на висках и одним — на лобной ча­сти.

Укрепив парик на форме, спутанные волосы раз­деляют на участки. Чем сильнее спутаны волосы, тем меньше должен быть участок для расчесывания,, Волосы начинают расчесывать с самых нижних уча-] стков, при этом пользуются щеткой с металлическими зубьями.

Тщательно расчесав каждый из участков, начи-j нают расчесывать весь парик. При расчесывания надо быть внимательным и не натягивать волось чрезмерно (особенно искусственные), так как от растя-|

жения они теряют свою завитую форму. Кроме то­го, при сильном натяжении волос можно разорвать ткань монтюра, что недопустимо.

Мытье и чистка. При мытье и чистке париков преследуют три цели:

гигиеническую — удаление любого рода загряз­нений из волос и монтюра;

деформационную — удаление следов предыдущей укладки;

подготовительную — размягчение чешуйчатого слоя волос.

Понятно, что мытье распространяется на все па — стижерные изделия как из натуральных, так и из искусственных волос. При этом следует учитывать, мягкая или жесткая вода применяется для мытья.

Жесткость воды принято обозначать условными единицами — градусами жесткости. Существуют не­мецкие, французские, английские и другие системы градуирования. В нашей стране жесткость воды принято выражать в градусах немецкой системы, по которой один градус жесткости означает содер­жание в 1 л воды 0,01 г СаО (оксида каль­ция).

Четкого различия между мягкой и жесткой водой практически не существует, но условно-мягкой можно считать воду жесткостью от 1 до 10°, а жесткой — от 10 до 20°. Жесткая вода — это чаще всего вода из колодцев или естественных источников; мяг­кая — дождевая и снеговая.

Для мытья изделий из натуральных и искусствен­ных волос приемлема только та вода, в которой меньше растворено минеральных солей, т. е. мягкая вода. Особенно рекомендуется мыть мягкой водой сла­бые и тонкие волосы, а также волосы, сильно поврежденные в результате многократного воздей­ствия химических препаратов.

Жесткую воду перед мытьем изделия кипятят (умягчают) для того, чтобы большая часть раство­ренных в ней минеральных солей осела на стен­ках сосуда в виде накипи, или добавляют в нее питьевую соду (на 1—2 л воды — 1—2 чайные ложки питьевой соды).

Начальная стадия обработки париков или других пастижерных изделий, изготовленных на монтюре,— чистка волос и монтюра.

Различают ежедневную чистку владельцем изде* лия от пыли и общее содержание монтюра в чи­стоте; чистку, осуществляемую специалистом-пасти — жером или парикмахером.

Прежде чем приступить к чистке монтюра па­рика, необходимо определить, из какого материала он изготовлен. Если монтюр эластичный, то его чистят водой и шампунем, не надевая на форму. Монтюр из хлопчатобумажного тюля чистят денатуратом или спиртом. Для этого парик выворачивают наизнан­ку, надевают на форму и укрепляют на ней. Это условие является обязательным, так как, если не на­деть изделие на форму, монтюр может дать усадку или деформироваться и в результате изделие будет испорчено. Затем загрязненные места монтюра про­тирают губкой, смоченной в спирте или денатурате. При этом необходимо следить за тем, чтобы денатуу рат или спирт не попал на волосы, иначе они пс тускнеют и потеряют эластичность.

Изделия из искусственных волос чистить денатуі ратом и спиртом не рекомендуется. При работе! этими веществами следует соблюдать правила пожар-| ной безопасности.

После чистки монтюра приступают к мытью во-| лос. Парик снимают с формы, выворачивают на ли­цевую сторону, снова надевают на форму и закреп­ляют пятью штифтами: два — в шейной области, два — на висках и один — на лбу. Затем парик тщательно расчесывают щеткой, начиная с концов прядей. Расческой пользоваться не рекомен­дуется. Особенно это относится к парикам, изготов­ленным способом тамбуровки, так как закреплен­ные на монтюре узлы при расчесывании расчес­кой могут переворачиваться и развязываться. Па­рик обычно моют в специальном тазике. В 2—3 л теплой воды (около 30 °С) добавляют 15—20 мл ней­трального шампуня и взбивают обильную пену. Мыть парик лучше специальной щеткой. Для этого мыль­ную пену наносят на волосы и делают движения щет­кой от монтюра к концам прядей. При мытье нель­зя отжимать и тереть волосы, так как они могут спутаться. Рекомендуется добавить в моющий ра­створ 2—3 см3 нашатырного спирта.

Удаляют пену и споласкивают изделие проточ­ной водой так, чтобы она стекала от монтюра к концам волос.

После мытья изделия из натуральных волос обрабатывают питательными жирами, а из ис­кусственных — антистатиком. Для обработки на­туральных волос обычно используют бальзамы, спе­циальные эмульсии или препараты на жировой ос­нове. После нанесения небольшого количества баль­зама на волосы их необходимо осторожно проче­сать щеткой, чтобы бальзам лучше обволакивал во­лосы и проникал в их глубинные слои. Изде­лия из натуральных волос можно также обрабаты­вать эмульсией лонда-витал. Для этого на вымытые волосы наносят 10—15 г состава, легкими движения­ми щетки прочесывают их и выдерживают 15 мин. За это время состав хорошо впитается в волосы. Затем волосы следует промокнуть полотенцем и про­сушить.

Изделия из искусственных волос после мытья не­обходимо обработать антистатическим препаратом (на 300 см3 теплой воды 10—15 г антистатика). Антистатик растворяют в воде до полного исчезно­вения осадка. Затем снимают парик с формы и осто­рожно опускают его в приготовленный раствор. Через 2—3 мин изделие вынимают из раствора, стря­хивают лишнюю влагу, промокают полотенцем и су­шат при комнатной температуре. Изделия из искус­ственных волос в мокром виде расчесывать нельзя.

Стрижка волос — основа основ парикмахер­ского дела, ибо правильно выполненная стрижка уже сама по себе является красивой прической. Эта известная истина в полной мере относится к из­делиям из натуральных и искусственных волос, ко­торые обрабатывают всеми приемами, применяемыми при стрижке клиентов. Исключением является только то, что изделия из волос не стригут машинками, а используют для этих целей простые и фили­ровочные ножницы, а также опасные и безопасные бритвы.

Основное требование заказчика — естественный вид парика. Выполнению этой задачи наряду с высо­ким качеством изделия способствует хорошо выпол­ненная стрижка. Как правило, для подгонки парика к лицу человека требуется еще дополнительная стрижка, благодаря которой завершается оформле­ние парика в соответствии с желанием и вкусом за­казчика.

Стрижка парика из натуральных волос начи­нается с деления волос на пряди. Волосы предвари­тельно смачиваются водой. Парик надевают на фор­му и закрепляют штифтами. Контурные пряди пари­ка оставляют в свободном положении, остальные пряди закрепляют зажимами. После этого присту­пают к филированию прядей волос бритвой. Бритву следует вести от линии монтюра к концам прядей. После филировки концы прядей остаются неровны­ми по длине, волосы ниспадают мягкой волной. Прическа приобретает естественный и пластичный вид. Если необходимо, волосы окантовывают ножни­цами.

Некоторые европейские фирмы, выпускающие па­рики, рекомендуют филировать не только пряди, но и головки треса, чтобы они не торчали у основа­ния монтюра. Для этого волосы парика делят на пря­ди и начинают стрижку прядей с нижнего ряда тре­са. После стрижки головок треса парика присту­пают к филировке остальных волос.

Аналогично стригут мужские парики и полупа — рики. Полупарики приклеивают на голову театраль­ным лаком или лейкопластырем и подгоняют стриж­ку к собственной стрижке заказчика.

Изделия из искусственных волос обычно стригут аналогичными приемами, но волосы не смачивают во­дой. Всю стрижку — от филировки волос бритвой до окончательной отделки ножницами — следует делать на сухих волосах.

Химическая завивка. Химическую завивку выпол­няют только на изделиях из натуральных волос, не подвергавшихся ранее специальной обработке. Следует помнить, что изготовленные зарубежными фирмами изделия из натуральных волос завивать химическим способом или красить, как правило, нель­зя, так как волосы в таких изделиях в целях улуч­шения их товарного вида, цвета и других особен­ностей подвергают специальной обработке и после­дующей пропитке. Под влиянием химического со­става во время завивки такие волосы могут быть окончательно испорчены.

Поэтому, прежде чем приступить к завивке, не обходимо обязательно проверить состояние волос. Для этого надо отделить небольшую прядку во­лос и ватным тампоном или поролоновой губко"

смочить ее составом для завивки. Через 2—3 мин надо проверить волосы на разрыв. Если они сохрани­ли свою прочность, то их можно завивать; если же стали ломкими и приобрели вид пакли, то за­вивать их составом такой концентрации нельзя. В этом случае состав следует разбавить водой и сно­ва повторить операцию. Таким образом находят необхбдимую концентрацию состава или убеждаются в том, что от завивки следует отказаться.

Как обычно, химическую завивку начинают с мытья волос (если парик носили) и стрижки (если это необходимо). Эти операции, как отмечалось вы­ше, следует выполнять только на форме.

Самая наилучшая длина волос для химической за­вивки — 15—20 см. При более длинных волосах качество завивки ухудшается.

Волосы филируют так, чтобы кончики прядок бы­ли как можно тоньше. Тогда они будут хорошо лежать в прическе. При стрижке парика волосы можно окантовывать ножницами, но срезать толстый слой волос не рекомендуется. Если волосы стричь правильно и тщательно, то необходимости в окан­товке не возникнет.

После стрижки волосы парика разделяют на уча­стки, затем тщательно и осторожно, чтобы не повре­дить монтюр, расчесывают. Ширина каждого из выде­ляемых участков не должна быть больше длины коклюшки. В противном случае прядь невозможно накрутить строго перпендикулярно оси вращения коклюшки.

Накручивать волосы на коклюшки начинают со средней пряди затылочного участка. Составом сма­чивают три четверти длины пряди с таким расче­том, чтобы он не попал на монтюр парика. Для предохранения кожи рук от действия химического состава рекомендуется работать в тонких резиновых перчатках.

Расчесанную прядку волос кладут на ладонь ле­вой руки и под нее подкладывают коклюшку, ко­торую при этом держат в правой руке, а боль­шим и указательным пальцами левой руки в это время захватывают концы волос прядки. Концы волос кладут на коклюшки так, чтобы они выступа­ли на 1—2 см. Указательным пальцем левой руки подгибают концы волос внутрь по направлению накручивания, а средним пальцем этой же руки как бы повторяют это движение, прижимая волосы к ко­клюшке. В тот момент, когда указательный палец левой руки начал скользящее движение по плоскости коклюшки, подгибая концы волос под прядку, указа­тельным и большим пальцами правой руки надо, слегка ослабив натяжение пряди, быстро прокру­тить коклюшку в нужном направлении. От синхрон­ности работы трех пальцев левой и двух пальцев правой руки зависит правильный захват кончиков волос на коклюшке.

Далее пальцами обеих рук коклюшку проворачи­вают до полного накручивания пряди и затем фик­сируют ее резинкой.

В зависимости от толщины и длины волос, а так­же в соответствии с желанием заказчика приме­няют коклюшки разного диаметра. Однако в отличие от обычной завивки волос в парикмахерской, ког­да на шее и висках (где волосы более тонкие) на­кручивают самые мелкие коклюшки, при завивке волос парика этого правила можно не придержи­ваться, так как обычно парик изготовлен из волос одной фактуры.

Таким способом накручивают все волосы изделия, строго следя за тем, чтобы каждая прядка волос была оттянута строго перпендикулярно тому участку монтюра, на котором она расположена. В против­ном случае волосы могут завиваться неравномерно. Накрутив все волосы на коклюшки, их повторно смачивают составом для завивки (аккуратно, чтобы состав не попал на монтюр), а затем надевают утеп­ляющий колпак и ставят для подогрева под сушиль­ный аппарат. Время выдержки в каждом конкрет­ном случае определяют индивидуально в зависи­мости от структуры и качества волос.

Обычно парики делают из крашеных волос, по­этому важно очень точно определить время выдерж­ки. После завивки волосы парика прополаскивают теплой водой и обрабатывают фиксажем. Вспенив поролоновой губкой фиксаж, тщательно обрабаты­вают им каждую накрученную прядку волос. Вре­мя выдержки фиксажа на волосах 5—7 мин. По истечении указанного времени коклюшки раскручи­вают. Делают это очень осторожно, так как завиток еще окончательно не зафиксировался и локоны не­

достаточно упруги. Освобожденные от коклюшек волосы повторно обрабатывают фиксажем (время вы­держки при этом в среднем 5 мин). Затем волосы прополаскивают теплой водой без мыла.

Следующий этап обработки волос — нейтрали­зация. Для этого 2,5 г лимонной (или уксус­ной) кислоты растворяют в 1 л теплой воды. Полу­ченным слабокислым раствором несколько раз спо­ласкивают волосы, после чего слегка отжимают по­лотенцем, расчесывают и накручивают на бигуди.

Окраска. Красить волосы готовых пастижерных изделий не рекомендуется. Кроме того, изделия из искусственных волос вообще не поддаются окраске (за исключением изделий из синтетического волок­на лафин). Однако в случае крайней необходимости изделия из натуральных волос можно окрасить. При этом следует иметь в виду, что даже при самом внимательном и квалифицированном нанесении кра­сителя на волосы часть его обязательно попадет на монтюр и на нем останутся несмываемые по­теки краски, которые испортят внешний вид мон­тюра. Особенно заметны будут потеки краски на светлых монтюрах, поэтому перед окраской изделия об этом обязательно надо предупредить заказчика.

Изделия из натуральных волос следует красить только на форме. Для этого могут быть исполь­зованы красители любой из четырех основных групп: отбеливающие (обесцвечивающие); химические, всту­пающие в химическую реакцию при взаимодей­ствии с кератином волос; подкрашивающие шам­пуни (лондатон, ирис и др.); естественные (хна, басма и др.).

Технологический процесс окраски пастижерных изделий в основном не отличается от обычной ок­раски волос в парикмахерских. Важно только, что­бы как можно меньше красителя в процессе его нанесения на волосы попало на монтюр и трес.

Волосы после окраски моют как обычно. Добав­ляется лишь операция нейтрализации.

Укладка. Для укладки париков из натуральных волос применяют бигуди и зажимы, а также фен и щипцы для завивки. Укладку выполняют на го­ловке-форме. Чтобы прическа сохранялась дольше, при укладке волос используют специальный состав.

Самый распространенный способ укладки в на­стоящее время — укладка волос с применением бигуди. Качество прически здесь зависит от правиль­ной накрутки волос на бигуди.

При накрутке волос парика на бигуди любого типа необходимо соблюдать следующие условия:

1. Волосы накручивают на бигуди перпендику­лярно оси их вращения. Ширина накручиваемой пряди равна рабочей длине бигуди.

2. Прядь волос при накручивании должна быть оттянута перпендикулярно обрабатываемому участку монтюра парика. Толщина накручиваемой пряди волос (у основания) равна диаметру бигуди.

3. Чтобы после снятия бигуди не просматри­вался монтюр парика, основание каждой накручи­ваемой пряди перед накручиванием необходимо слег­ка начесать.

Перед накручиванием волос на бигуди парик на­девают на форму, расчесывают, моют, смачивают составом для укладки и снова расчесывают.

Накручивать волосы обычно начинают с фрон­тального участка парика. Для этого хвостиком рас­чески осторожно отделяют небольшую прядь (она должна лежать на поверхности хвостика расчески). После этого указательным и большим пальцами ле­вой руки снимают прядь с расчески и, немного от­тянув ее от монтюра, расчесывают, затем слегка начесывают основание пряди и накручивают на би­гуди.

Этот способ отделения прядей для накручива­ния используют при обработке височных и заты­лочных участков волос. На лобном и теменном уча­стках прядь отделяют таким образом, чтобы она попала не на хвостик расчески, а в ее рабочую часть, т. е. между зубьями. Так накручивают все волосы, затем на парик надевают сеточку и вместе с формой ставят его под сушуар.

После сушки прическу оформляют щеткой и рас­ческой и покрывают лаком для волос.

Парик из синтетических волос долго сохраняет завивку. Однако при длительном ношении парика из любого синтетического волокна его завивка по­степенно разрушается и ее необходимо восстанавли­вать. Обычно завивку обновляют двумя способами: с помощью обычных бигуди и электробигуди.

Парик надевают на форму, моют волосы, пропи­тывают их антистатиком. Затем накручивают волосы на бигуди, надевают сетку и ставят форму вместе с париком под сушильный аппарат, а если имеется специальный термический шкаф, то в камеру шкафа.

Аппарат следует отрегулировать на максималь­ную температуру 75—80 °С. При этой температуре дают выдержку 40 мин, после чего снижают темпе­ратуру до 60—65 °С и выдерживают еще 40 мин. Затем аппарат выключают и после полного охлаж­дения вытаскивают форму с париком из-под колпа­ка, снимают сетку и бигуди и оформляют прическу.

Электробигуди обычно нагревают до 80 °С и затем накручивают на них волосы. Через 30—40 мин (пос­ле полного остывания) бигуди снимают и оформля­ют прическу.

Comments are closed.