Рассмотрев подготовительные и заключительные работы, мы отдельной строкой упомянули о моделировании. Моделирование стрижки — один из важнейших этапов творческого процесса парикмахера.
Моделировать — значит творчески создавать новые образцы моды, основываясь на художественном вкусе и знаниях истории мировой моды.
Процесс моделирования сложный и трудоемкий, включающий в себя следующие этапы.
Пригласив клиента в кресло, вы предлагаете образцы стрижек, причесок, модельных, или разработанных вами, или собранных из журналов и наклеенных в альбом.
Журналы мод, специальные журналы для профессиональных парикмахеров обязательно должны быть в парикмахерской. Думаю, вы согласитесь, что каждый мастер должен иметь свой иллюстративный материал, а не заимствованный у коллеги. Без этого невозможно ориентироваться в моде и что-то предлагать клиенту.
Изучив совместно с клиентом образцы современной моды и выбрав приемлемое, вы приступаете к обсуждению этой единственной понравившейся модели.
♦ Цвет волос на иллюстрации в журнале иной, в отличие от натурального крашеного.
♦ Порой вообще нельзя получить заказанный клиентом цвет — возможности цветовой палитры парикмахера должны пониматься клиентом.
♦ Соответствие выбранной модели длине волос клиента.
♦ Форма черепа.
♦ Качество и количество волос.
♦ Профиль клиента.
♦ Вид сзади.
♦ Крупные или мелкие черты лица.
♦ Цвет глаз.
♦ Кожа лица, ее цвет; руки, шея, уши клиента, их окраска.
♦ Цветовая палитра одежды клиента, ее насыщенность, контрастность или, наоборот, серость и умеренность.
Постарайтесь объяснить клиенту, что образцы высокохудожественного произведения, выполненные мастером высокого класса, не лишены недостатков. Стоит внимательно приглядеться к изображению, как становится ясно, что выбран самый удачный ракурс, что все остальные виды имеют недостатки.
Порой художники-модельеры работают на «рынок», создавая поделки, «творят» массу таких поделок. Выполняют работу для фотографии в престижном журнале. Эти работы не могут служить эталоном и быть востребованными массовым потребителем, для которого, казалось бы, делаются.
Произведение художника-модельера — это круглая, динамическая, живая модель, которая в разных ракурсах должна быть законченной. Она должна иметь начало, но не иметь конца, одно должно переходить в другое. Понравившийся ракурс мы можем воспроизвести. Все остальные стороны должны согласовываться с клиентом.
Наиболее благоприятное соотношение цвета волоса и ножи для восприятия при дневном свете
Светлая, белая кожа |
Бело-льняной, пепельный, белокурый, соломенно-желтый, золотисто-рыжий, зол отис то-шатено вый, черный |
Коралловая кожа |
Пепельно-белокурый, медно-рыжий, все тона шатен, рыжий |
Бело-розовая кожа |
Те же цвета, что для светлой кожи; медный тициан |
Красновато-яркая кожа |
Средне-пепельный, золотистый, светлый шатен, средний шатен |
Желтовато-бледная кожа |
Все пепельно-белокурые тона; золотистый шатен |
Смуглая оливковая кожа |
Все темно-шатеновые тона; рыжий и черный |
Словесные определения должны обязательно фиксироваться на шаб- лон-схеме карандашом.
•
Особые сложности вызывают клиенты, ориентированные на знаменитые личности эстрады, кино. Порой их позицию очень трудно поколебать. И если вы чувствуете, что не справитесь, перепроводите с извинениями к более профессиональному, опытному мастеру. Могу вас успокоить: этот поступок нисколько не унизит вас, а скорее, наоборот, прибавит авторитета в глазах клиента. Все когда-то делали первые шаги.
В процессе мытья головы мастер знакомится с индивидуальными особенностями черепа клиента. Кстати, ни один компьютерный подбор моделей не учитывает этот важный момент. Такие данные попросту не учитываются и не закладываются в компьютер.
♦ Массируя поверхность головы, вы изучаете форму черепа, знакомитесь с выступами, впадинами, неровностями, образованиями (жировиками), родимыми пятнами и др. (см. «Череп»).
♦ Смывая шампунь под потоком чистой струи воды, вы можете изучить рисунок роста волос, приподнимая их при этом левой рукой.
♦ По пути следования к мойке вы еще раз отмечаете для себя составные фигуры — ноги—торс, торс—голова, туловище—руки, фигура—руки.
♦ Общие особенности походки.
Осушив волосы и пригласив клиента в кресло, поправив накидку, расчесав волосы, мы продолжим изучать клиента, прежде чем приступить к обслуживанию и согласованию формы и деталей будущей стрижки.
Моделирование стрижки отличается от моделирования прически так же, как два основных направления в скульптуре.
Скульптор-ваятель — это художник, создающий из глыбы мрамора
произведение искусства. Техника его работы похожа на повседневную
работу парикмахера. Парикмахер использует ножницы, чтобы укоро-
192
тить прядь, скульптор — зубило или резец. Мы берем в руки бритву, скульптор — рашпиль, напильник. Мы едины в том, что, отсекая, отрезая лишнее, приближаемся к задуманной форме. Это роднит нас, но различие в материале. Парикмахер работает с волосами, с этим замечательным природным материалом, дающим огромные возможности. Ошибки парикмахера исправляют время и постоянный рост волос.
Скульптор-ваятель такой возможности не имеет. Приклеить отсеченное невозможно, трещина не зарастет. Труд творцов прекрасного тяжек.
Скульптор-лепщик, создающий произведения из глины, гипса, а затем отливающий их в бронзе, золоте, близок в своем творчестве к модель- еру-парикмахеру.
Модельер — это художник, создающий из волос образцы высокой моды или выполняющий заказы клиентов к праздникам, торжествам.
Модельер, также как и скульптор-лепщик, использует волосы, как «глину», вернее разрозненные волоски собирает в^целое, в массу (посредством тупирования) и создает форму, украшает ее дополнениями, закрепляет лаком и т. д.
Моделирование прически — это тема отдельного разговора, который автор продолжит в книге «Искусство прически».
Ill эгпэл
Расческой с крупными зубьями отчешите волосы от лица.
♦ Внимательно изучите краевую линию роста волос (КАР). Делайте
это как бы между прочим, чтобы не смутить клиента своей чрезмер —
ной заинтересованностью.
КАР влияет на выбор стрижки и суживает возможности, если она
высокая; дает простор, rto и усложняет работу, когда низкая.
♦ При нормальной КАР существуют широкие возможности для созда-
ния разнообразных видов окантовок в мужских и множество веду —
щих в дамских стрижках.
193
1/5 |
% |
Уголки губ на линии зрачков |
6) Второй этап
а) Первый этап |
в) Третий этап |
в) Заключительный этап построения лица. Первый этап поиска и рисунка будущей стрижки
Сквозь ресницы окиньте взором клиента и попытайтесь отметить для себя:
♦ соответствуют ли составные лица идеалу: расстояния от краевой роста волос на лбу до надбровных дуг, до кончика носа и до подбородка должны быть равны и лицо — вписываться в овал, (см. схемы «Этапы построения лица человека»).
Если вам это не удается и вы не видите разницы в этих составляющих, не отчаивайтесь. Подойдем к решению задачи иначе.
Обратитесь к клиенту с просьбой выполнить важную и очень необходимую процедуру.
♦ Вручив ему губную помаду, попросите его обвести свое отражение в зеркале (овал);
4- наметить брови, глаза, нос, губы, уши, краевую роста волос (чтобы это получилось, попросите его прищурить один глаз) — изображение будет небольшим (оно легко удаляется с зеркала ватой, смоченной в спирте).
4- Затем вы проводите горизонтальные линии, как показано на рис. 135, и получаете ясную картину соотношений основных составных пропорций лица.
4 Форму верхней части головы определяет черепная коробка, нижней — нос и рот.
4 Рисунок на зеркале должен оставаться до конца обслуживания.
После разминки и «художественного творчества» на зеркале продолжим работу с волосами.
4 Если волосы подсохли, теплой водой из распылителя смочите их дополнительно.
4 Положив руки на волосы, сдвиньте их к лицу: так мы определим естественный боковой пробор.
4 Естественный боковой пробор имеет решающее значение в асимметричных стрижках и на завершающем этапе работы над прической при укладке феном, на бигуди, плойку.
4 Найдя пробор, продолжим практическое моделирование (поиск самого удачного соотношения волос с чертами лица, стилем, ростом, общественным положением клиента).
4 Если количество и длина волос позволяют, то, взяв их в руки, мы попытаемся «примерить», что больше всего будет украшать человека.
Соберите волосы на затылке (помогайте себе это выполнять расческой с крупными зубьями) (рис. 136).
МОД ЕЛ И РО В АН И Е |
Рис. 136. Концентричный тип |
Закрепите зажимом.
Осмотрите клиента, со всех сторон (в разных ракурсах).
Вовлекайте клиента в обсуждение, дайте ему в руки дополнительное зеркало, чтобы он мог видеть результат поиска.
Соберите волосы на шее, оставив тонкие пряди на висках, челке (рис. 137).
Держа волосы в руках, найдите самую оптимальную длину волос для данного клиента.
Попросите клиента подержать волосы на найденном уровне.
Сами же отойдите и взгляните на этот вариант со стороны, с расстояния 1 — 2 м, как бы издали.
Всю массу волос сконцентрировать в области лба. Используя невидимки, зажимы, шпильки, уточки.
Рис. 138. Возвратный тип |
Используя этот прием и изучая вид со всех сторон, вы получите еще одну возможность взглянуть на клиента иначе, по-новому. Будет замечательно, если клиент активно включится в эту работу (рис. 138).
Рис. 139. Ацентричный тип Вариантов линий ведущей множество, а вам необходимо найти один, самый удачный, самый читаемый профиль и фас. |
Освободив волосы от зажимов, «уточек», расчешите их в естественном спаде (по росту от макушки к лицу, вниз, к шее). |
При необходимости дополнительно смочите волосы. Работая руками и расческой с крупными зубьями, используя «уточки», смоделируйте ведущую линию. Такую ведущую, чтобы она наиболее полно подчеркивала достоинства и скрывала недостатки клиента (рис. 139). |
Мы рассмотрели варианты поиска. И при самом удачном стечении обстоятельств вы нашли единственное на ваш взгляд решение, которое отвечает желаниям клиента и вашему замыслу.
Проделав такую работу, мы обязаны конкретизировать договорен — ность с клиентом о форме будущей стрижки и ведущей линии. Это ^ вас оградит от неприятностей при обслуживании. Воспользуемся шаб-
лон-схемой (рис. 140). На схеме вы должны отметить карандашом
длину челки, обращаясь к клиенту со следующими вопросами:
4’Челку оставить выше середины лба?
4- Вас устроит челка на уровне надбровных дуг?
♦ Челка на линии разреза глаз вас устроит?
4- Челка на середине переносицы не создаст ли для вас проблемы?
И др.
Клиенты могут по ходу дела вдруг передумать, отказаться от ранее
найденной линии. И только шаблон-схема будет вашей опорой и защи-
той в решении конфликта. На шаблон-схеме указывайте фамилию и
дату визита клиента.
Не забывайте, что влажный волос удлиняется, а высохнув, стано-
вится короче. Стригите на 1,5 см ниже линии, отмеченной на шаб-
лон-схеме.
Разобравшись с областью челки, приступите к решению формы и дли-
ны волос на висках. После того как вопросы в процессе обсуждения с
клиентом согласованы:
4 нарисуйте, отметьте это на шаблон-схеме;
4-на профильной проекции (левой, правой) — висок четкой лини — ей;
4- на проекции фас.
Следуя логике, обсудите форму и длину волос на шее:
4-отметьте на схеме (вид сзади);
4-на удлинение (для валика);
4 на приравнивание;
4- с разворотом.
Обговорите объем в затылочной зоне. Решите пространство за ушной
раковиной. Отметьте на шаблон-схеме штрихами, линией.
Теперь можно перейти к следующему этапу.
198
Дата. |
Фамилия |
♦ Согласно замыслу, для облегчения работы необходимо разделить волосяной покров головы на зоны (см. «Разделы волос на зоны»).
♦ Закрепить свободные участки «уточками».
В европейской школе парикмахерского мастерства никогда не стоял вопрос, откуда надо начинать стричь (с левого или правого виска, с затылка, шеи, челки). Парикмахер начинает выполнять стрижку с височно-лицевой ведущей, конкретнее — с челки. Клиент видит результат, он его удовлетворяет, успокаивает, и внутренне он как бы дает добро мастеру для работы на невидимой части головы — затылке и висках.
«Русская школа» так и не нашла золотой середины. Одни признают иностранный опыт, другие отвергают. Одни настаивают, что стрижку надо начинать с правого виска и приводят массу доказательств, другие — только с левого, третьи требуют начинать и заканчивать стоя позади клиента.
При выполнении стрижки на влажных волосах клиент все время находится в неведении относительно конечного результата. Вплоть до момента, когда мастер берет в руки фен и конкретизирует свою работу объемом.
Все это время он находится в предшоковом состоянии. Только по причине страха большинство потенциальных клиентов не приходят в парикмахерскую и вынуждены томиться ожиданием в очереди по записи к ведущим, проверенным, грамотным художникам — парикмахерам и модельерам.
И перед тем, как вы возьмете первую прядь и ваши ножницы блеснут холодным металлом и издадут звук, а срезанная прядь волос упадет на пол, взгляните еще раз на посетителя вашей парикмахерской.
Перед вами человек — индивидуальность, личность! В этот момент вы находитесь «над ним» и владеете ситуацией. Он вам кажется маленьким, скрытым под защитной накидкой.
А вот если бы вы заглянули под накидку, то увидели бы, как руки его вцепились в ручки кресла, тело все напряглось, в глазах — страх ожидания. Клиент доверяет вам самое главное и дорогое — голову. И вы обязаны оправдать это доверие и угодить желаниям клиента.
♦ Производя срез, стремитесь к тому, чтобы ни один волосок не упад на лицо, голову.
♦ TOC o "1-5" h z Пальцы левой руки всегда плотно сжаты (только указательный
палец в работе).
♦ Следите за своей мимикой в зеркале.
Не толкайте голову клиента в угоду себе и ради удобства стриж —
ки: это ранит и унижает человека.
♦ Наблюдайте за выражением лица клиента.
4- Просите вернуть горделивое положение головы, свойственное че — ловеку с большой буквы.
4 Движения ваших рук должны быть грациозными.
4 Не поднимайте высоко локти во время работы.
4 Не наклоняйтесь низко к клиенту.
4 Не шепчитесь с клиентом: это вызовет недовольство окружающих.
4 Не суетитесь и не сутультесь.
Принято считать нормой 20 мин на процесс моделирования (поиска), 15—20 мин — на стрижку, 5—10 мин — на укладку. Если вы уложились в 45—50 мин, это отлично! Время на подготовительные и заключительные работы, мытье головы в расчет не входит.
4 30—35 мин — вы спешили, но получилось — хорошо.
4 20—25 мин — вы скомкали работу, что-то не сделали и что-то упустили — удовлетворительно.
4 15 — 20 мин — вы нарушили технологию стрижки, спешили, пытались отделаться от клиента. Ничто не может вас оправдать. Ни ваши быстрые руки, ни беспокойный характер.
Быстрое обслуживание настораживает и унижает клиента. Парик-
махерская услуга приносит радость и уверенность от внешнего вида,
хорошая морально-деловая атмосфера — душевный комфорт и удов —
летворение. Сумма, заявленная вами за услугу, должна соответство-
вать затратам, времени и вашему профессиональному уровню: парикма —
хер, парикмахер I, II, III разряда, парикмахер-универсал, модельер,
технолог, призер конкурса профессионального мастерства, художник-модельер (высшее художественное и профессиональное образование,
призер чемпионата России, мира среди парикмахеров).