Моделирование

Рассмотрев подготовительные и заключительные работы, мы отдель­ной строкой упомянули о моделировании. Моделирование стрижки — один из важнейших этапов творческого процесса парикмахера.

Моделировать — значит творчески создавать новые образцы моды, основы­ваясь на художественном вкусе и знаниях истории мировой моды.

Процесс моделирования сложный и трудоемкий, включающий в себя следующие этапы.

I этап

Пригласив клиента в кресло, вы предлагаете образцы стрижек, приче­сок, модельных, или разработанных вами, или собранных из журналов и наклеенных в альбом.

Журналы мод, специальные журналы для профессиональных парикма­херов обязательно должны быть в парикмахерской. Думаю, вы согла­ситесь, что каждый мастер должен иметь свой иллюстративный мате­риал, а не заимствованный у коллеги. Без этого невозможно ориенти­роваться в моде и что-то предлагать клиенту.

Изучив совместно с клиентом образцы современной моды и выбрав приемлемое, вы приступаете к обсуждению этой единственной понра­вившейся модели.

♦ Цвет волос на иллюстрации в журнале иной, в отличие от нату­рального крашеного.

♦ Порой вообще нельзя получить заказанный клиентом цвет — воз­можности цветовой палитры парикмахера должны пониматься клиентом.

♦ Соответствие выбранной модели длине волос клиента.

♦ Форма черепа.

♦ Качество и количество волос.

♦ Профиль клиента.

♦ Вид сзади.

♦ Крупные или мелкие черты лица.

♦ Цвет глаз.

♦ Кожа лица, ее цвет; руки, шея, уши клиента, их окраска.

♦ Цветовая палитра одежды клиента, ее насыщенность, контраст­ность или, наоборот, серость и умеренность.

Постарайтесь объяснить клиенту, что образцы высокохудожественно­го произведения, выполненные мастером высокого класса, не лишены недостатков. Стоит внимательно приглядеться к изображению, как ста­новится ясно, что выбран самый удачный ракурс, что все остальные виды имеют недостатки.

Порой художники-модельеры работают на «рынок», создавая подел­ки, «творят» массу таких поделок. Выполняют работу для фотографии в престижном журнале. Эти работы не могут служить эталоном и быть востребованными массовым потребителем, для которого, казалось бы, делаются.

Произведение художника-модельера — это круглая, динамическая, жи­вая модель, которая в разных ракурсах должна быть законченной. Она должна иметь начало, но не иметь конца, одно должно переходить в другое. Понравившийся ракурс мы можем воспроизвести. Все осталь­ные стороны должны согласовываться с клиентом.

Наиболее благоприятное соотношение цвета волоса и ножи для восприятия при дневном свете

Светлая, белая кожа

Бело-льняной, пепельный, белокурый, соломенно-желтый, золотисто-рыжий, зол отис то-шатено вый, черный

Коралловая

кожа

Пепельно-белокурый, медно-рыжий, все тона шатен, рыжий

Бело-розовая

кожа

Те же цвета, что для светлой кожи; медный тициан

Красновато-яркая

кожа

Средне-пепельный, золотистый, светлый шатен, средний шатен

Желтовато-бледная

кожа

Все пепельно-белокурые тона; золотистый шатен

Смуглая оливковая кожа

Все темно-шатеновые тона; рыжий и черный

Словесные определения должны обязательно фиксироваться на шаб- лон-схеме карандашом.

Особые сложности вызывают клиенты, ориентированные на знамени­тые личности эстрады, кино. Порой их позицию очень трудно поколе­бать. И если вы чувствуете, что не справитесь, перепроводите с изви­нениями к более профессиональному, опытному мастеру. Могу вас успокоить: этот поступок нисколько не унизит вас, а скорее, наобо­рот, прибавит авторитета в глазах клиента. Все когда-то делали пер­вые шаги.

II этэг

В процессе мытья головы мастер знакомится с индивидуальными осо­бенностями черепа клиента. Кстати, ни один компьютерный подбор моделей не учитывает этот важный момент. Такие данные попросту не учитываются и не закладываются в компьютер.

♦ Массируя поверхность головы, вы изучаете форму черепа, знакоми­тесь с выступами, впадинами, неровностями, образованиями (жи­ровиками), родимыми пятнами и др. (см. «Череп»).

♦ Смывая шампунь под потоком чистой струи воды, вы можете изу­чить рисунок роста волос, приподнимая их при этом левой рукой.

♦ По пути следования к мойке вы еще раз отмечаете для себя состав­ные фигуры — ноги—торс, торс—голова, туловище—руки, фигу­ра—руки.

♦ Общие особенности походки.

Осушив волосы и пригласив клиента в кресло, поправив накидку, рас­чесав волосы, мы продолжим изучать клиента, прежде чем приступить к обслуживанию и согласованию формы и деталей будущей стрижки.

Моделирование стрижки отличается от моделирования прически так же, как два основных направления в скульптуре.

Скульптор-ваятель — это художник, создающий из глыбы мрамора

произведение искусства. Техника его работы похожа на повседневную

работу парикмахера. Парикмахер использует ножницы, чтобы укоро-

192
тить прядь, скульптор — зубило или резец. Мы берем в руки бритву, скульптор — рашпиль, напильник. Мы едины в том, что, отсекая, отре­зая лишнее, приближаемся к задуманной форме. Это роднит нас, но различие в материале. Парикмахер работает с волосами, с этим заме­чательным природным материалом, дающим огромные возможности. Ошибки парикмахера исправляют время и постоянный рост волос.

Скульптор-ваятель такой возможности не имеет. Приклеить отсечен­ное невозможно, трещина не зарастет. Труд творцов прекрасного тя­жек.

Скульптор-лепщик, создающий произведения из глины, гипса, а затем отливающий их в бронзе, золоте, близок в своем творчестве к модель- еру-парикмахеру.

Модельер — это художник, создающий из волос образцы высокой моды или выполняющий заказы клиентов к праздникам, торжествам.

Модельер, также как и скульптор-лепщик, использует волосы, как «гли­ну», вернее разрозненные волоски собирает в^целое, в массу (посред­ством тупирования) и создает форму, украшает ее дополнениями, за­крепляет лаком и т. д.

Моделирование прически — это тема отдельного разговора, который автор продолжит в книге «Искусство прически».

Ill эгпэл

Расческой с крупными зубьями отчешите волосы от лица.

♦ Внимательно изучите краевую линию роста волос (КАР). Делайте

это как бы между прочим, чтобы не смутить клиента своей чрезмер —

ной заинтересованностью.

КАР влияет на выбор стрижки и суживает возможности, если она

высокая; дает простор, rto и усложняет работу, когда низкая.

♦ При нормальной КАР существуют широкие возможности для созда-

ния разнообразных видов окантовок в мужских и множество веду —

щих в дамских стрижках.

193

1/5

%

Уголки губ на линии зрачков

6) Второй этап

а) Первый этап

в) Третий этап

в) Заключительный этап построе­ния лица. Первый этап поиска и рисунка будущей стрижки

Сквозь ресницы окиньте взором клиента и попытайтесь отметить для себя:

♦ соответствуют ли составные лица идеалу: расстояния от краевой роста волос на лбу до надбровных дуг, до кончика носа и до подбородка должны быть равны и лицо — вписываться в овал, (см. схемы «Этапы построения лица человека»).

Если вам это не удается и вы не видите разницы в этих составля­ющих, не отчаивайтесь. Подойдем к решению задачи иначе.

Обратитесь к клиенту с просьбой выполнить важную и очень необхо­димую процедуру.

♦ Вручив ему губную помаду, попросите его обвести свое отраже­ние в зеркале (овал);

4- наметить брови, глаза, нос, губы, уши, краевую роста волос (что­бы это получилось, попросите его прищурить один глаз) — изоб­ражение будет небольшим (оно легко удаляется с зеркала ватой, смоченной в спирте).

4- Затем вы проводите горизонтальные линии, как показано на рис. 135, и получаете ясную картину соотношений основных со­ставных пропорций лица.

4 Форму верхней части головы определяет черепная коробка, ниж­ней — нос и рот.

4 Рисунок на зеркале должен оставаться до конца обслуживания.

После разминки и «художественного творчества» на зеркале продол­жим работу с волосами.

4 Если волосы подсохли, теплой водой из распылителя смочите их дополнительно.

4 Положив руки на волосы, сдвиньте их к лицу: так мы определим естественный боковой пробор.

4 Естественный боковой пробор имеет решающее значение в асим­метричных стрижках и на завершающем этапе работы над при­ческой при укладке феном, на бигуди, плойку.

4 Найдя пробор, продолжим практическое моделирование (поиск самого удачного соотношения волос с чертами лица, стилем, ро­стом, общественным положением клиента).

4 Если количество и длина волос позволяют, то, взяв их в руки, мы попытаемся «примерить», что больше всего будет украшать чело­века.

Соберите волосы на затылке (помогайте себе это выпол­нять расческой с крупными зубьями) (рис. 136).

МОД ЕЛ И РО В АН И Е

Рис. 136. Концентричный тип

Закрепите зажимом.

Осмотрите клиента, со всех сторон (в разных ракурсах).

Вовлекайте клиента в обсуж­дение, дайте ему в руки допол­нительное зеркало, чтобы он мог видеть результат поиска.

Соберите волосы на шее, оставив тонкие пряди на висках, челке (рис. 137).

Держа волосы в руках, найдите самую оптималь­ную длину волос для дан­ного клиента.

Попросите клиента по­держать волосы на най­денном уровне.

Сами же отойдите и взгля­ните на этот вариант со стороны, с расстояния 1 — 2 м, как бы издали.

Всю массу волос сконцен­трировать в области лба. Используя невидимки, за­жимы, шпильки, уточки.

Рис. 138. Возвратный тип

Используя этот прием и изучая вид со всех сторон, вы получите еще одну воз­можность взглянуть на клиента иначе, по-новому. Будет замечательно, если клиент активно включит­ся в эту работу (рис. 138).

Рис. 139. Ацентричный тип

Вариантов линий ведущей множество, а вам необходимо найти один, самый удачный, самый читаемый профиль и фас.

Освободив волосы от зажимов, «уточек», рас­чешите их в естествен­ном спаде (по росту от макушки к лицу, вниз, к шее).

При необходимости допол­нительно смочите волосы.

Работая руками и расческой с крупными зубьями, ис­пользуя «уточки», смодели­руйте ведущую линию.

Такую ведущую, чтобы она наиболее полно подчеркива­ла достоинства и скрывала недостатки клиента (рис. 139).

Мы рассмотрели варианты поиска. И при самом удачном стечении обстоятельств вы нашли единственное на ваш взгляд решение, которое отвечает желаниям клиента и вашему замыслу.

Проделав такую работу, мы обязаны конкретизировать договорен — ность с клиентом о форме будущей стрижки и ведущей линии. Это ^ вас оградит от неприятностей при обслуживании. Воспользуемся шаб-

лон-схемой (рис. 140). На схеме вы должны отметить карандашом

длину челки, обращаясь к клиенту со следующими вопросами:

4’Челку оставить выше середины лба?

4- Вас устроит челка на уровне надбровных дуг?

♦ Челка на линии разреза глаз вас устроит?

4- Челка на середине переносицы не создаст ли для вас проблемы?

И др.

Клиенты могут по ходу дела вдруг передумать, отказаться от ранее

найденной линии. И только шаблон-схема будет вашей опорой и защи-

той в решении конфликта. На шаблон-схеме указывайте фамилию и

дату визита клиента.

Не забывайте, что влажный волос удлиняется, а высохнув, стано-

вится короче. Стригите на 1,5 см ниже линии, отмеченной на шаб-

лон-схеме.

Разобравшись с областью челки, приступите к решению формы и дли-

ны волос на висках. После того как вопросы в процессе обсуждения с

клиентом согласованы:

4 нарисуйте, отметьте это на шаблон-схеме;

4-на профильной проекции (левой, правой) — висок четкой лини — ей;

4- на проекции фас.

Следуя логике, обсудите форму и длину волос на шее:

4-отметьте на схеме (вид сзади);

4-на удлинение (для валика);

4 на приравнивание;

4- с разворотом.

Обговорите объем в затылочной зоне. Решите пространство за ушной

раковиной. Отметьте на шаблон-схеме штрихами, линией.

Теперь можно перейти к следующему этапу.

198

Дата.

Фамилия

IV этап

♦ Согласно замыслу, для облегчения работы необходимо разделить волосяной покров головы на зоны (см. «Разделы волос на зоны»).

♦ Закрепить свободные участки «уточками».

В европейской школе парикмахерского мастерства никогда не стоял вопрос, откуда надо начинать стричь (с левого или правого виска, с затылка, шеи, челки). Парикмахер начинает выполнять стрижку с ви­сочно-лицевой ведущей, конкретнее — с челки. Клиент видит резуль­тат, он его удовлетворяет, успокаивает, и внутренне он как бы дает добро мастеру для работы на невидимой части головы — затылке и висках.

«Русская школа» так и не нашла золотой середины. Одни признают иностранный опыт, другие отвергают. Одни настаивают, что стрижку надо начинать с правого виска и приводят массу доказательств, дру­гие — только с левого, третьи требуют начинать и заканчивать стоя позади клиента.

При выполнении стрижки на влажных волосах клиент все время нахо­дится в неведении относительно конечного результата. Вплоть до мо­мента, когда мастер берет в руки фен и конкретизирует свою работу объемом.

Все это время он находится в предшоковом состоянии. Только по при­чине страха большинство потенциальных клиентов не приходят в па­рикмахерскую и вынуждены томиться ожиданием в очереди по записи к ведущим, проверенным, грамотным художникам — парикмахерам и модельерам.

И перед тем, как вы возьмете первую прядь и ваши ножницы блеснут холодным металлом и издадут звук, а срезанная прядь волос упадет на пол, взгляните еще раз на посетителя вашей парикмахерской.

Перед вами человек — индивидуальность, личность! В этот момент вы находитесь «над ним» и владеете ситуацией. Он вам кажется малень­ким, скрытым под защитной накидкой.

А вот если бы вы заглянули под накидку, то увидели бы, как руки его вцепились в ручки кресла, тело все напряглось, в глазах — страх ожи­дания. Клиент доверяет вам самое главное и дорогое — голову. И вы обязаны оправдать это доверие и угодить желаниям клиента.

♦ Производя срез, стремитесь к тому, чтобы ни один волосок не упад на лицо, голову.

♦ TOC o "1-5" h z Пальцы левой руки всегда плотно сжаты (только указательный

палец в работе).

♦ Следите за своей мимикой в зеркале.

Не толкайте голову клиента в угоду себе и ради удобства стриж —

ки: это ранит и унижает человека.

♦ Наблюдайте за выражением лица клиента.

4- Просите вернуть горделивое положение головы, свойственное че — ловеку с большой буквы.

4 Движения ваших рук должны быть грациозными.

4 Не поднимайте высоко локти во время работы.

4 Не наклоняйтесь низко к клиенту.

4 Не шепчитесь с клиентом: это вызовет недовольство окружаю­щих.

4 Не суетитесь и не сутультесь.

Принято считать нормой 20 мин на процесс моделирования (поиска), 15—20 мин — на стрижку, 5—10 мин — на укладку. Если вы уложи­лись в 45—50 мин, это отлично! Время на подготовительные и заклю­чительные работы, мытье головы в расчет не входит.

4 30—35 мин — вы спешили, но получилось — хорошо.

4 20—25 мин — вы скомкали работу, что-то не сделали и что-то упустили — удовлетворительно.

4 15 — 20 мин — вы нарушили технологию стрижки, спешили, пы­тались отделаться от клиента. Ничто не может вас оправдать. Ни ваши быстрые руки, ни беспокойный характер.

Быстрое обслуживание настораживает и унижает клиента. Парик-

махерская услуга приносит радость и уверенность от внешнего вида,

хорошая морально-деловая атмосфера — душевный комфорт и удов —

летворение. Сумма, заявленная вами за услугу, должна соответство-

вать затратам, времени и вашему профессиональному уровню: парикма —

хер, парикмахер I, II, III разряда, парикмахер-универсал, модельер,

технолог, призер конкурса профессионального мастерства, художник-модельер (высшее художественное и профессиональное образование,

призер чемпионата России, мира среди парикмахеров).

Comments are closed.