ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПАРИКМАХЕРСКОЙ

ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ И ПЕРСОНАЛУ

Согласно санитарным нормам, вступившим в силу в 2003 году, парикмахерская должна быть расположена в помещении, которое соответствует следующим требованиям.

Помещение должно быть изолированным (то есть парикмахерская должна располагаться в отдельном здании или иметь отдельный вход).

Если парикмахерская располагается в жилом здании, она должна быть на первом этаже. Обязательным условием является наличие автономной принудительной вентиляции, то есть системы кондиционирования.

Высота потолков в рабочих помещениях должна быть не менее 3 м, высота прочих помещений – не менее 2,7 м

Если парикмахерская размещается в цокольном или подвальном этаже, должно быть специальное заключение СЭС о пригодности помещения для использования в качестве парикмахерской.

Если в парикмахерской будут выполняться маникюр, педикюр, оказываться косметологические услуги, для оказания этих услуг должны быть выделены отдельные помещения. Если в зале имеется не менее 6 м свободного места, допускается организация одного рабочего места для выполнения маникюра.

Окна нельзя загромождать или заслонять мебелью и оборудованием, они должны быть целыми и чистыми.

Обязательно наличие водопровода и канализации. Желательно наличие горячего водоснабжения, в случае его отсутствия можно установить водонагреватели. Естественно, что для их установки требуется специальное разрешение энергетиков.

Мебель в парикмахерской, а также отделочные материалы стен, полов и потолка должны быть гладкими и легко подвергаться обработке дезрастворами. Кресла должны быть расположены на расстоянии не ближе чем 0,7 м от стен и не менее чем 1,8 м друг от друга. В больших помещениях, где кресла стоят рядами, расстояние между рядами должно быть не менее 5 м.

Рабочие места парикмахеров оборудуются креслами, туалетными столами с раковинами для мытья волос. При наличии отдельного помещения или специального места для мытья волос допускается установка туалетных столиков без раковин.

Рис. 1. Рабочее место

В мужском и женском парикмахерских залах должна быть оборудована раковина для мытья рук парикмахеров. Если в парикмахерской не более 3 рабочих мест, то допускается иметь в зале одну раковину для мытья волос и один сушуар.

Парикмахерские должны иметь подсобные, вспомогательные и бытовые помещения (гардеробные, комнаты отдыха и приема пищи с необходимым оборудованием, туалеты, кладовые, помещения для хранения инвентаря, мусора, остриженных волос). В небольших помещениях допускается совмещение некоторых помещений, если это не нарушает санитарных правил.

Для одежды персонала существуют индивидуальные шкафы, которые не могут находиться в одном помещении с использованным бельем. Кладовая для чистого белья и различных средств ухода, моющих, красящих и прочих химически активных веществ, которые должны храниться на стеллажах, также не может располагаться в одном помещении с ящиками для грязного белья.

Состриженные волосы в парикмахерских собираются в специальную емкость с крышкой. Все постижерные работы проводятся в отдельном помещении, имеющем не менее 8 м2на1 рабочее место.

Белье стирают в прачечной, располагающейся в той же парикмахерской также в отдельном помещении.

Рис. 2. Сушуар

Белье стирают и обеззараживают кипячением или добавлением дезинфицирующих средств.

Для обеззараживания помещений используются бактерицидные лампы, которые устанавливаются в соответствии с их техническими характеристиками так, чтобы все помещение подвергалось надлежащей дезинфекции. Каждое включение ламп должно сопровождаться записью в журнале с подписью ответственного лица.

Уборка помещений производится дважды в смену. Она должна быть влажной, с использованием подходящих дезинфицирующих средств. Поэтому сертификаты на эти средства обязаны храниться в парикмахерской для предоставления органам контроля.

Один раз в неделю необходимо проводить генеральную уборку помещений. Туалеты и подсобные помещения должны иметь отдельный промаркированный уборочный инвентарь – ведра, ветошь и пр. Недопустимо помещать волосы в контейнеры с бытовым мусором. Если у клиента обнаружен педикулез, волосы сжигаются в отдельном ведре или другой предназначенной для этой цели емкости.

По возможности инвентарь, салфетки и пелерины должны быть одноразовыми для каждого использования. Допускается индивидуальное применение с последующей обработкой. Подушки для маникюра и педикюра, зажимы для волос, расчески и прочий инструмент промывается проточной водой и помещается в дезинфицирующий раствор на время, указанное в инструкции к использованию дезинфицирующего средства. Инструменты для стрижки, бритья, маникюра и педикюра стерилизуются специальными средствами во избежание инфекций, передающихся через кровь. Все чаще используются одноразовые инструменты или инструменты со сменными лезвиями.

Персонал должен иметь сертификат соответствия квалификации и медицинские книжки, предоставляемые представителям санитарного надзора по первому требованию. Всем работникам необходимо проходить периодический медицинский осмотр, иметь допуск к работе.

Порядок сертификации и основные положения установлены в документе «Правила сертификации услуг парикмахерских». Документ утвержден постановлением Госстандарта России от 16 ноября 1999 г. № 58, зарегистрирован Минюстом России 23 декабря 1999 г. (рег. № 2025) и в Государственном реестре Госстандарта России 19 января 2000 г. (рег. № РОСС Ш.0001.01УЦОО).

Сертификации подлежат услуги по уходу за волосами (с применением химических препаратов и без них), косметические услуги, в том числе услуги по декоративной косметике, по уходу за кожей лица и тела, массаж, маникюр, педикюр, за исключением услуг, связанных с нарушением целостности кожных покровов, требующих врачебного контроля, постижерные работы. Нормативными документами при сертификации являются ГОСТ Р 51142-98 «Услуги парикмахерских. Общие технические условия», «Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации», а также санитарные нормы и правила и строительные нормы и правила, ссылки на которые приведены в этих документах.

Сертификация складывается из трех основных моментов: оценки квалификации исполнителей, оценки оборудования рабочего места и оценки инструмента, косметических препаратов, вспомогательных материалов.

Для получения сертификата исполнитель услуг может обратиться в любой орган по сертификации, аккредитованный по сертификации данного вида услуг. Орган по сертификации рассматривает заявку и выбирает схему сертификации, которая включает оценку оказания услуги, проверку ее результата, определяет процедуру сертификационной проверки, включая инспекционный контроль.

Функции Центрального органа системы сертафикации (ЦОС) выполняет Московский государственный университет сервиса (МГУС). При ЦОС создан научно-методический центр системы – его функции выполняет Федеральное государственное унитарное предприятие Центральный научно-исследовательский институт бытового обслуживания (ФГУП ЦНИИбыт) при поддержке Союза парикмахеров и косметологов России.

Comments are closed.