В начале XX в. в моду вошли короткие волосы. Женские короткие стрижки первоначально не отличались разнообразием (рис. 14).
Мужчины носили короткие стрижки с прямым вертикальным пробором.
В 1905 г. в Германии была изобретена химическая завивка волос. Волосы накручивали на специальные бигуди, нагревали их с помо
щью электрического тока и обрабатывали химическим составом. При помощи такой завивки волосы сохраняли вид зави — тости в течение шести месяцев. Это изобретение привело к возвращению моды на кудрявые волосы.
В начале XX в. модным был темный цвет волос. А в 30—40-е гг. эталоном красоты вновь стали блондинки. Женщины опять стали прибегать к различным способам окрашивания волос.
В 50-е гг. популярны длинные гладкие волосы, распущенные по плечам, и прическа «конский хвост».
Во второй половине XX в. в Амери — Рисунок 14 ке возобновилось увлечение париками,
которое вскоре распространилось и на европейские страны.
В 60~70-е гг. популярны пышные прически. Для придания волосам необходимого объема делали начес и тупирование.
Косметическая промышленность активно занялась выпуском средств по уходу за волосами: появляются различные мази, кремы и фиксирующие составы для волос. В Германии в 1955 г. впервые был изготовлен лак для волос, который за короткий период времени приобрел необычайную популярность. Нанесенный на уложенные волосы состав позволял сохранить прическу на некоторый период времени и защищал волосы от неблагоприятного влияния ультрафиолетового излучения и атмосферных факторов.
Во второй половине XX в. наибольшей популярности достигла химическая завивка.
В 70-х гг. в Лондоне появилось новое неформальное молодежное движение — панки, которые носили шокирующие прически из растрепанных, неухоженных волос и окрашивали пряди в разные цвета.
В середине 80-х гг. мода на прически стала женственнее. Короткие стрижки отступили на задний план, освобождая место прическам из длинных, распущенных по плечам волос. Не утратили свою популярность прически из завитков и локонов.
Главным стала не только внешняя красота причесок, но и их удобство, практичность. Они должны были быть максимально есте
ственными и не требовать длительной укладки. Девушки носили короткие стрижки с открытой шеей. Женщины более старшего возраста отдавали предпочтение полудлинным волосам, которые закручивали на крупные бигуди с целью создания мягких локонов.
Женщины красили волосы в рыжеватые и темные цвета. Однако белый цвет окончательно из моды не вышел.
Развитие парикмахерского искусства в России
Как мы уже упоминали, развитие парикмахерского искусства тесным образом связано с особенностями политического строя государства, культурными традициями, религиозными верованиями, национальными особенностями. Вот почему в России это искусство шло совершенно особым путем.
Нужно сказать, что волосы с древнейших времен имели в нашей стране символическое значение: считали, что они защищают человека, сохраняют его силу. До сих пор существуют приметы, подтверждающие это положение.
Например, остриженные волосы нельзя выбрасывать в воду или на улицу. Если сделать это, человек заболеет, утратит жизненную энергию, так как птица может свить из этих волос гнездо. Остриженные волосы, согласно этой примете, нужно сжигать.
Не случайно женщинам запрещали заходить в церковь с непокрытой головой, этот обычай сохранился и в наши дни.
Другой церковный обряд — обряд крещения — включает обязательный ритуал отрезания небольшой пряди волос священником с последующим закатыванием ее в воск. Затем эту прядь опускают в купель: если волосы не потонут, человек будет жить долго, а если потонут — умрет.
Многие современные исследователи считают, что человеческие волосы содержат какой-то очень сильный энергетический заряд, и именно этим объясняют возникновение различных примет и поверий, связанных с волосами.
С древнейших времен русские женщины носили длинные волосы, которые заплетали в косу на затылке. Замужние женщины должны были обязательно прятать волосы под платками, чепцами-повойниками, а в праздничные дни надевать кокошники. Распускать волосы и снимать головной убор можно было только перед мужем.
Если с замужней женщины срывали головной убор, то тот, кто это сделал, должен был выплатить штраф.
Длинные распущенные волосы являлись признаком независимости, свободолюбия, это считалось неприемлемым для женщины. Женщинам вообще запрещалось стричь волосы.
Мужчины в Древней Руси тоже носили длинные волосы. До X в., вплоть до крещения Руси, русские князья носили полудлинные волосы до плеч. Бороды не брили.
Только в XI в. бороды и волосы стали стричь, длина волос должна была достигать середины уха. Мужчины в этот период времени носили прически с вертикальным пробором по центру головы.
В ХП в. коротко подстриженные волосы считались признаком рабского положения человека, поэтому носили длинные волосы и бороды.
Вплоть до XVI в. мода на мужские прически практически не изменялась. Волосы стригли под горшок и по-прежнему носили бороды.
Кардинальные изменения начались с приходом к власти Петра I. Происходившие в стране изменения не могли не затронуть парикмахерское искусство.
Россия стала ориентироваться на западные страны. Хотя в самом начале новшества парикмахерского характера вводились насильственным путем. Мужчины были вынуждены сбрить бороды.
Появились первые парикмахеры — тупейники. Это были крепостные крестьяне, которых специально обучали парикмахерскому искусству за границей.
Женщины стали носить прически на западный манер.
Постепенно мода на прически существенно изменилась. Мужчины стали носить бакенбарды, а женщины — высокие красивые прически. Для создания модных причесок знатные женщины и мужчины выписывали себе мастеров-парикмахеров из-за границы. Обученные крепостные почему-то ценились гораздо меньше. Несмотря на явное влияние западной моды, России все же удалось создать собственный стиль.
В период царствования Александра III вновь вернулась мужская мода на усы и бороды, правда, теперь их аккуратно подстригали, придавая определенную форму
В XIX в. открылось множество парикмахерских салонов, в которых по-прежнему работали в основном зарубежные мастера парикмахерского дела, чаще всего их выписывали из Франции, которая в то
время являлась законодательницей мод в России. Однако к концу XIX в. русские парикмахеры тоже достигли определенного уровня мастерства, они стали принимать участие в международных конкурсах и даже занимать призовые места.
В дальнейшем развитие парикмахерского искусства в России характеризовалось стремлением к практичным и универсальным прическам, не требующим долговременной укладки. Особенно ярко эта тенденция проявилась в XX в. Можно говорить об отсутствии каких — либо запретов. Множество различных стилей и направлений позволяет каждому человеку выбрать желаемую прическу, а новейшие технологии окрашивания волос — придать им самый фантастический оттенок.