Развитие парикмахерского искусства в XX веке

В начале XX в. в моду вошли короткие волосы. Женские корот­кие стрижки первоначально не отличались разнообразием (рис. 14).

Мужчины носили короткие стрижки с прямым вертикальным пробором.

В 1905 г. в Германии была изобретена химическая завивка волос. Волосы накручивали на специальные бигуди, нагревали их с помо­
щью электрического тока и обрабатыва­ли химическим составом. При помощи та­кой завивки волосы сохраняли вид зави — тости в течение шести месяцев. Это изоб­ретение привело к возвращению моды на кудрявые волосы.

Развитие парикмахерского искусства в XX веке

В начале XX в. модным был темный цвет волос. А в 30—40-е гг. эталоном кра­соты вновь стали блондинки. Женщины опять стали прибегать к различным спо­собам окрашивания волос.

В 50-е гг. популярны длинные глад­кие волосы, распущенные по плечам, и прическа «конский хвост».

Во второй половине XX в. в Амери — Рисунок 14 ке возобновилось увлечение париками,

которое вскоре распространилось и на европейские страны.

В 60~70-е гг. популярны пышные прически. Для придания воло­сам необходимого объема делали начес и тупирование.

Косметическая промышленность активно занялась выпуском средств по уходу за волосами: появляются различные мази, кремы и фиксирующие составы для волос. В Германии в 1955 г. впервые был изготовлен лак для волос, который за короткий период времени приобрел необычайную популярность. Нанесенный на уложенные волосы состав позволял сохранить прическу на некоторый период времени и защищал волосы от неблагоприятного влияния ультрафи­олетового излучения и атмосферных факторов.

Во второй половине XX в. наибольшей популярности достигла химическая завивка.

В 70-х гг. в Лондоне появилось новое неформальное молодежное движение — панки, которые носили шокирующие прически из рас­трепанных, неухоженных волос и окрашивали пряди в разные цвета.

В середине 80-х гг. мода на прически стала женственнее. Корот­кие стрижки отступили на задний план, освобождая место причес­кам из длинных, распущенных по плечам волос. Не утратили свою популярность прически из завитков и локонов.

Главным стала не только внешняя красота причесок, но и их удобство, практичность. Они должны были быть максимально есте­
ственными и не требовать длительной укладки. Девушки носили ко­роткие стрижки с открытой шеей. Женщины более старшего возра­ста отдавали предпочтение полудлинным волосам, которые закру­чивали на крупные бигуди с целью создания мягких локонов.

Женщины красили волосы в рыжеватые и темные цвета. Однако белый цвет окончательно из моды не вышел.

Развитие парикмахерского искусства в России

Как мы уже упоминали, развитие парикмахерского искусства тесным образом связано с особенностями политического строя госу­дарства, культурными традициями, религиозными верованиями, национальными особенностями. Вот почему в России это искусство шло совершенно особым путем.

Нужно сказать, что волосы с древнейших времен имели в нашей стране символическое значение: считали, что они защищают чело­века, сохраняют его силу. До сих пор существуют приметы, под­тверждающие это положение.

Например, остриженные волосы нельзя выбрасывать в воду или на улицу. Если сделать это, человек заболеет, утратит жизненную энергию, так как птица может свить из этих волос гнездо. Острижен­ные волосы, согласно этой примете, нужно сжигать.

Не случайно женщинам запрещали заходить в церковь с непок­рытой головой, этот обычай сохранился и в наши дни.

Другой церковный обряд — обряд крещения — включает обя­зательный ритуал отрезания небольшой пряди волос священником с последующим закатыванием ее в воск. Затем эту прядь опускают в купель: если волосы не потонут, человек будет жить долго, а если потонут — умрет.

Многие современные исследователи считают, что человеческие волосы содержат какой-то очень сильный энергетический заряд, и именно этим объясняют возникновение различных примет и пове­рий, связанных с волосами.

С древнейших времен русские женщины носили длинные воло­сы, которые заплетали в косу на затылке. Замужние женщины дол­жны были обязательно прятать волосы под платками, чепцами-по­войниками, а в праздничные дни надевать кокошники. Распускать волосы и снимать головной убор можно было только перед мужем.

Если с замужней женщины срывали головной убор, то тот, кто это сделал, должен был выплатить штраф.

Длинные распущенные волосы являлись признаком независимо­сти, свободолюбия, это считалось неприемлемым для женщины. Женщинам вообще запрещалось стричь волосы.

Мужчины в Древней Руси тоже носили длинные волосы. До X в., вплоть до крещения Руси, русские князья носили полудлинные во­лосы до плеч. Бороды не брили.

Только в XI в. бороды и волосы стали стричь, длина волос долж­на была достигать середины уха. Мужчины в этот период времени носили прически с вертикальным пробором по центру головы.

В ХП в. коротко подстриженные волосы считались признаком рабского положения человека, поэтому носили длинные волосы и бороды.

Вплоть до XVI в. мода на мужские прически практически не из­менялась. Волосы стригли под горшок и по-прежнему носили бороды.

Кардинальные изменения начались с приходом к власти Петра I. Происходившие в стране изменения не могли не затронуть парик­махерское искусство.

Россия стала ориентироваться на западные страны. Хотя в самом начале новшества парикмахерского характера вводились насильствен­ным путем. Мужчины были вынуждены сбрить бороды.

Появились первые парикмахеры — тупейники. Это были крепо­стные крестьяне, которых специально обучали парикмахерскому искусству за границей.

Женщины стали носить прически на западный манер.

Постепенно мода на прически существенно изменилась. Мужчи­ны стали носить бакенбарды, а женщины — высокие красивые при­чески. Для создания модных причесок знатные женщины и мужчины выписывали себе мастеров-парикмахеров из-за границы. Обученные крепостные почему-то ценились гораздо меньше. Несмотря на явное влияние западной моды, России все же удалось создать собствен­ный стиль.

В период царствования Александра III вновь вернулась мужская мода на усы и бороды, правда, теперь их аккуратно подстригали, придавая определенную форму

В XIX в. открылось множество парикмахерских салонов, в кото­рых по-прежнему работали в основном зарубежные мастера парикма­херского дела, чаще всего их выписывали из Франции, которая в то

время являлась законодательницей мод в России. Однако к концу XIX в. русские парикмахеры тоже достигли определенного уровня мастерства, они стали принимать участие в международных кон­курсах и даже занимать призовые места.

В дальнейшем развитие парикмахерского искусства в России ха­рактеризовалось стремлением к практичным и универсальным при­ческам, не требующим долговременной укладки. Особенно ярко эта тенденция проявилась в XX в. Можно говорить об отсутствии каких — либо запретов. Множество различных стилей и направлений позво­ляет каждому человеку выбрать желаемую прическу, а новейшие технологии окрашивания волос — придать им самый фантастичес­кий оттенок.

Comments are closed.