СВЕТЛОТА

Еще одной фундаментальной характеристикой цвета является свет-лота. Светлота — это светотеневая хаоактеоистика цвета[4], котсюая

СВЕТЛОТА

основывается на ахроматической гамме цветов, т. е. под влиянием ахроматического цвета идет изменение хроматических цветов.

При работе с цветами по светлоте необходимо учитывать главное правило, которое еще не раз будет затронуто в данной теме: чем ближе по яркости цвета, тем более спокойная цветовая композиция получается; чем более контрастные цвета, тем более яркойя и экспрессивной она будет.

Светлотное изменение цвета можно также как и насыщенность замкнуть в круг, который будет, соответственно, называться свет-лотным цветовым кругом. Учитывая, что для облегчения необходимо будет ограничить количество цветов в светотеневой шкале. Т. е. не использовать все 65 долей серого, которые в среднем видит человеческий глаз, а оставить для работы всего 14 долей.

СВЕТЛОТА

Но при построении круга, мы, для упрощения, не будем учитывать различную светлоту желтого, красного и синего цветов, а оставим их на одном уровне светлоты (эта особенность необходима для облегчения работы).

Конечно, нам необходимо всегда помнить об этом упрощении и учитывать его в работе, особенно при получении того или иного цвета на различных уровнях светлоты волос.

Так, например, фиолетовый в максимальной его насыщенности и густоте невозможно получить на 7 УГТ, но зато на 3-4 УГТ фиолетовый цвет проявляет себя с максимально положительной стороны. Это происходит за счет того, что каждый цвет имеет свою яркость и светлоту. Так, желтый имеет самый светлый уровень, а фиолетовый, наоборот, самый темный. Для того чтобы правильно рассчитать, на каком уровне глубины тона находится тот или иной цвет, необходимо превратить цвет в оттенок серого и сравнить с ахроматической линейкой Уровня Глубины Тона:

СВЕТЛОТА

1. Превращение. Необходимо конвертировать (превратить) градацию локальных цветов в матовую серую шкалу. Как видно на нижнем рисунке, цвета преобразились — фиолетовый стал практически черным, а желтый практически белым.

СВЕТЛОТА

2. Проверка. При помощи линейки Уровня Глубины Тона необходимо определить соответствие цветов ахроматической 14-частной шкале. Теперь можно убедительно сказать, что на одном светлотном уровне, да и то условно, находятся красный и зеленый, все остальные равнозначные и дополнительные цвета находятся на разных уров-нях.

СВЕТЛОТА

3. Расстановка. В заключение, для создания полной картины, необходимо с учетом новых знаний расположить цвета в светлотном и цветовых кругах.

СВЕТЛОТА

Таблица соответствия цветов УГТ:

УГТ

Цвет

12

желтый

9

оранжевый

7

красный

7

зеленый

5

синий

4

фиолетовый

Из приведенной таблицы видно, что красный цвет в максимальной его насыщенности невозможно будет получить на четвертом уровне глубины тона, а фиолетовый — на двенадцатом.

СВЕТЛОТА

Светлотный круг

Цветовой круг на 7 уровне светлоты

При создании гармонических сочетаний и построении композиции цвета, использование данных знаний будет только усложнять работу, особенно в парикмахерской практике. Поэтому ниже в работе будут применяться только упрощенные схемы. Но этот усложненный вариант светлотного и цветового кругов нужно помнить и учитывать при выборе оттенка красителя.

3.2.7. ЦВЕТОВОЙ ШАР

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод: при помощи плоского построения кругов, невозможно отобразить все многообразие цвета. Поэтому уже в 19 веке были придуманы объемные цветовые системы, которые со временем меняли

СВЕТЛОТА

СВЕТЛОТА

свою форму и на данный момент существуют в трех вариантах — шар, двойной конус и цилиндр.

Не взирая на форму, можно сказать одно — у всех этих систем одинаковые правила построения — вертикальная ось является ахроматической, а в горизонтальных плоскостях находятумся цветовые круги, т. е. хроматические цвета, изменяющиеся к центру по насыщенности. Т. е. у всех этих систем в центр уходит насыщенность, вверх и вниз — светлота, а по периметру находятся локальные цвета.

При работе с цветовым шаром открывается больше возможностей, чем при работе с плоскими цветовыми и светлотными кругами, поскольку цвет в данном случае можно охватывать в полной его цветовой и светотеневой гамме.

SHAPE * MERGEFORMAT

СВЕТЛОТА

СВЕТЛОТА

СВЕТЛОТА

СВЕТЛОТА

3.2.8. ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА

Из практики мы все знаем, что для облегчения работы каждая компания либо придумывает свою индивидуальную систему обо-значения цвета, либо берет уже существующую колористическую систему. Для работы мы возьмем существующую систему, которая была признана всеми ведущими колористами мира и является основой колориметрии в парикмахерском искусстве.

Для работы с цветом волос используются все те же фундаментальные особенности цвета, отличие составляет их специфическое название и цифровое обозначение. Так, к примеру, светлоту волос называют уровнем глубины тона.

Comments are closed.