ВОЗДЕЙСТВИЯ ЦВЕТА НА ЧЕЛОВЕКА

О чем?

Данная глава рассказывает о видах воздействия цвета на психику и физиологию человека.

Зачем?

Знание этой информации необходимо для гума­нитарного развития колориста. Посколтку знание цвета и его восприятие основывается не только на физических и оптических знаинях. В общении с клиентом, а также при создании коллекций эта информациябудет незаменимой.

Для кого?

Эта глава предназначена для колористов со средней и высокой профессиональной подготовкой.

Как?

Как и в предыдущих главах, информацию необ­ходимо подавать с помощью цветных иллюстраций. Они должны быть заранее подготовлены на специальных листах формата А1 или выполнены в формате Power Point для мультимедийного проектора.

Длительность проведения будет варьироваться от профессиональной подготовки и от формата подачи информации. Материал подается в виде лекции в течение, как минимум, полутра-двух академических часов.

ВОЗДЕЙСТВИЯ ЦВЕТА НА ЧЕЛОВЕКА

* * *

Воздействие цвета на человека можно условно разделить на три вида — физическое, оптическое и психологическое. Все три вида воздействий тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. Абсолютно любой цвет имеет достаточно четко выраженное психологическое, оптическое и физическое влияние на человека. И в зависимости от своей чистоты и яркости, цвет будет более или менее выражен. Но необходимо сделать оговорку или лучше это назвать правилом: каждый цвет име­ет как физическое, так психологическое и, конечно же, оптическое воздействия, которые неотъемлемы друг от друга и являются либо усилителями, либо нейтрализаторами, либо дополнениями друг к

другу.

Возьмем, в примеру, желтый цвет — самый яркий цвет спектра. За счет своей яркости, светлоты и теплоты увеличивается, приближается, луче- испускает. Психологически это добрый, вечелый и счастливый цвет но при больших количествах он начинает утомлять. На физическом уровне желтый действует возбуждающе, повышает деятельность вегетативных функций.

Как видно из примера, каждая характеристика является следствием предыдущей или ее аналогом. То есть оптически — это увеличение, физически — повышение (вегетативные функции), психологически — движение, свет, радость.

3.1. ОПТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА

Одним из сложных и непонятных проявлений цвета являются оптические иллюзии, вызываемые искажением света и цвета в пространстве. Так, ярким примером являются миражи, возникающие в пустом раскаленном воздухе пустыни. Также ярким примером цветовых иллюзий может служить оптический эффект, с которым, так или иначе, сталкивался каждый человек — параллакс.

Параллакс — это кажущееся относительное смещение объектов, находящихся на разном расстоянии от наблюдателя. Оно возникает при движении глаз наблюдателя (человека). Так, глядя в окно поезда, можно заметить, что ближние деревья уходят назад гораздо быстрей, чем дальние, а самые далекие и вовсе почти не отстают — пейзаж за окном словно поворачивается вокруг одной точки, в которой взгляд пересекает линию горизонта[5]. Еще один вид оптических иллюзий можно рассмотреть, ответив на ниже поставленный вопрос:

ВОЗДЕЙСТВИЯ ЦВЕТА НА ЧЕЛОВЕКА

Насколько площадь черного кольца меньше пло­щади белого круга, который оно ограничивает?

Измерив их, нетрудно убедиться, что площади равны. В данном случае иллюзия усиливается не только «провокационным» вопросом, но и контрастностью цветовых пятен: черные предметы кажутся человеческому глазу меньше белых. Светлые цвета, например белый или жёлтый, расширяются, увеличиваются, как бы захватывая близлежащие темные цвета, и человеческий глаз воспринимает такие цвета больше, чем они есть на самом деле. Этот эффект называют иррадиацией.

Это одна из самых распространенных цветовых иллюзий, которая встречается повсеместно в жизни человека. Классический пример иррадиации — черный и белый квадраты.

ВОЗДЕЙСТВИЯ ЦВЕТА НА ЧЕЛОВЕКА

При внимательном рассмотрении черного и белого квадратов можно заметить, что белый квадрат как бы увеличивается на черном фоне и становится больше по сравнению с равным ему черным, кото­рый в свою очередь пытается провалиться в белый фон и как бы уменьшается. То есть при рассмотре­нии двух квадратов, глаз воспринимает черный

— как самый дальний объект на картинке, а белый

— как самый ближний. Именно на этой особенности можно только при помощи черного и белого цветов нарисовать объемную картину, соблюдая все правила перспективы[6]. Если присмотреться к правому квадрату, то можно заметить мягкое свечение вокруг белого квадрата, усиливающиеся на его углах. Лучше всего эффект будет виден при расфокусировке зрения. Черный квадрат начинает проваливаться в белое пространство схемы, белый же, наоборот, пульсирующими движениями пытает­ся разорвать черные оковы и вырваться наружу. Этот же эффект виден и на предыдущей схеме — черное кольцо, постоянно пытается исчезнуть в белом пространстве листа. Но эффект иррадиации не ограничивается ахроматическими цветами. Он еще больше и агрессивней начинает действовать на хроматических цветах. Так, например, при при­мерке одежды в магазине, в белом платье девушка будет зрительно ощущатьт себя толще, чем в черном. Те же особенности возникают при при­мерке красных и синих костюмов.

Все цвета можно условно разделить на две основ­ные группы — красных оттенков и синих оттенков, т. к., в основном, все цвета по своим свойствам тяготеют к какой-нибудь из этих групп.

Исключение составляет зелёный цвет, который по сути своей статичен и все свое движение осуществляет в рамках своего пространства, не оказывая какого-либо действия на близлежащие цвета и формы.

Красная группа цветов, как и белый, имеют центробежную силу, за счет чего зрительно увеличиваются, захватывая близлежащую терри­торию, приподнимая себя над поверхностью, приближаясь к зрителю. Сине-фиолетовая группа, в отличие от желто-красной, имеет совершенно противоположное действие. Она удаляется, проваливаясь в себя и стремясь вниз, что ее очень сильно сближает с центростремительным движением черного.

Еще одной яркой цветовой иллюзией цвета являет­ся подчиненность линии. То есть при соединении двух и более цветов в линейную композицию, можно заставить измениться форму предмета. При использовании эффекта линейной иллюзии необходимо помнить, что цветовые полосы должны быть средней величины по отношению к общей форме и быть контрастными по отношению друг к другу (каким путем достигнут контраст — оттенком, температурой, светлотой и т. д. — не важно).

При соединении линейных иллюзий и эффекта иррадиации можно достичь эффекта движения предмета (эффекта динамической картинки). Внимательно рассмотрите приведенный ниже рисунок. За счет светлого контраста с теплым и

ВОЗДЕЙСТВИЯ ЦВЕТА НА ЧЕЛОВЕКА

ВОЗДЕЙСТВИЯ ЦВЕТА НА ЧЕЛОВЕКА

холодным, производится впечатление, что движки микшера двигаются вверх и вниз.

ВОЗДЕЙСТВИЯ ЦВЕТА НА ЧЕЛОВЕКА

Еще одним ярким примером оптических цветовых иллюзий, является симультанный контраст. Очень подробно об этом эффекте описано в трудах Иоханнеса Иттена. Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором глаз во время восприятия какого-либо цвета тотчас требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, т. е. одновременно, порождает его сам. Симультанно порождённые цвета возникают лишь как ощущение, и объектив­но не существуют.

ВОЗДЕЙСТВИЯ ЦВЕТА НА ЧЕЛОВЕКА

контраст, является изображение Иисуса Христа. Внимательно всмотритесь в центральные четыре точки картины. Продолжайте смотреть в течение 30-40 секунд. После этого, перенесите взгляд на ровную, лучше всего, белую поверхность стены или бумаги. Ваш мозг конвертирует цвета, создавая на их местах цвета-антиподы.

В парикмахерском искусстве цветовые иллюзии в основном используются для создания до­полнительного объема и густоты волос. для этого используются эффекты неравномерности цветов — мелирование, окрашивание корней в более темный цвет, чем концы, длина, и т. д. Реже цветовые иллюзии используются для коррекции лица и фигуры клиента. В основном для коррекции недостатков лица парикмахеры используют правила линейных иллюзий, а не цветовых. Т. е. диагональные, вертикальные и горизонтальные линии, распределение объемов и другое[7].

ВОЗДЕЙСТВИЯ ЦВЕТА НА ЧЕЛОВЕКА

ВОЗДЕЙСТВИЯ ЦВЕТА НА ЧЕЛОВЕКА

Симультанный контраст, например, можно увидеть, если в течение полуминуты рассматривать на белой бумаге оранжево-красный круг — вокруг него появится светлый сине-зеленый ореол. Если также всматриваться в чисто красный круг, то ореол будет почти зеленым. И наоборот, стоит всмотреться в зеленый треугольник, как в тот же миг на белом поле появится цвет красного персика.

Таким образом, порядок противоположных цветов появляется в наших глазах, так как в сетчатке отражаются три цветовых субстанции, которые вызывают смешение рассматриваемых цветовых тонов. Если на зрение действует только синий цвет, то способность зрительного восприятия этого цвета постепенно как будто теряется, а воспринимаются только красный и желтый цвета. Из-за этого и возникает красно-желтая копия (отображение) синего цвета. От аналогичного воздействия на глаза черного цвета, в них ощущается белое остаточное отображение — копия. Этот эффект и есть тот самый симультанный контраст.

Но симультанный контраст можно увидеть не толь­ко при рассмотрении цветных предметов. Самой известной картиной, порождающей симультанный

3.2. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА

Физическое воздействие цвета — это воздействие на физиологию человека, т. е. на его организм. Это объективно подтверждено экспериментальным путём и зависит от количества и качества цвета, времени воздействия, особенностей нервной системы, пола и других факторов. Непосредственным физиологическим действием на организм человека объясняются явления, вызванные красным, и синим цветами, особенно в их максимальной насыщенности.

Красный цвет расширяется и движется наружу, требует энергии и силы, поэтому и на физическом уровне он возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса, активизирует работу мускульной системы. Теплая гамма цветов (красный, жёлтый и оранжевый) являются цветами экстравертами, т. е. импульса, обращённого наружу. При оптическом воздействии мы их называли цветами с центробежной силой. Поэтому в большей или меньшей силе эти цвета усиливают и увеличивают действие всех функций организма.

ВОЗДЕЙСТВИЯ ЦВЕТА НА ЧЕЛОВЕКА

При рассмотрении теплой группы цветов, особое место уделяется красному, поскольку он имеет самое сильное и агрессивное действие по сравнению с желтым и оранжевым. Силу красного цвета люди открыли еще в самом начале своего пути, когда человек носился по бескрайним просторам Земли с дубинкой наперевес. Врачи уже в те времена использовали ииспользуют по сей день красный цвет при лечении различных болезней. Для этого применялись и применяются различные животные, растения, ткани, камни, которые либо сами по
себе имеют красную расцветку, либо ритуально окрашиваются в него.

Об использовании красного цвета в лечении весьма подробно пишет Эва Вундерлих в своем исследовании «Значение красного цвета в культах греков и римлян»[8]. Фере экспериментально уста­новил, что в наибольшей степени усиливает мускульное напряжение красный цвет, а за ним по убывающей идут оранжевый, желтый, зеленый и синий, который почти не влияет на напряжение[9]. Все эти исследования доказывают, что красная часть спектра обладает определенным стимулирующим эффектом, несмотря на отсутствие в человеческом организме хлорофилла[10]. Даже сейчас медицина не отрицает, что укутывание в красную шерстяную ткань способствует излечению простудных заболеваний и некоторых детских болезней (кори, скарлатины, ветрянки). Неоспорим тот факт, что группа красных цветов и непосредственно сам красный усиливаю защитные функции организма, что помогает ему более активно бороться с недугами и хворями. Также красный цвет способствует ускоренному заживлению ран.

Синий же цвет, действует как противовес красного, оказывая тормозящее и успокаивающее действие на нервную систему, а также понижая вегетативные функции организма. Он создает ощущение покоя и прохлады, спокойствия и тишины. Группа синего, фиолетового и зелёного цветов, обладают функцией интроверсии, т. е. импульса направленного внутрь. Понижение функций организма и торможение работы органов присуще всей группе холодных оттенков.

Также имеются данные о слабом дермацидном эффекте синего цвета, несколько повышающем кислотность рН-уровня кожи. Ученый Вуртман в своих исследованиях доказал, что синий цвет влияет на понижение билирубина в крови[11]. С. Мак Дональд провела опыты, в результате которых были сделаны следующие выводы — облучение синим цветом заметно снижает боль в пораженных артритом суставах[12]. По ее мнению, анальгезия при облучении возрастает с увеличением частоты излучения.

Ярким примером разницы воздействия холодной и теплой гаммы цветов стали тесты, проводимые Л. Бушем над своими учениками. Когда аме­риканские студенты в качестве испытуемых несколько минут смотрели на оранжево-красный цвет, их вегетативные функции (давление, пульс, частота дыхания) повысились, когда же студентам был показан темный синий цвет, их нервная система отреагировала обратным образом: пульс стал спокойнее, кровяное давление упало и дыхание замедлилось. То, что выявилось у этих студентов, происходит со всеми людьми во всем мире[13] в не зависимости от пола и расы, а также цветочувствительных характеристик глаза.

При добавлении к физическому воздействию оптических характеристик цвет становится осяза­емым, у него появляется вес и температура. А в некоторых случаях у цвета появляется даже звук. Так, например, белый воспринимается как легкий, и любой предмет, окрашенный в белый цвет, будет восприниматься легче, чем он есть на самом деле. Ниже приведена таблица, в которой описаны физические характеристики цвета.

Comments are closed.