Золотое сечение

Художники Древней Греции обратили внимание на соразмерность про­порций в мире природы и перенесли это открытие в скульптуру, архи­тектуру, прикладное искусство, живопись и т. д. Они заметили также, что в основе большинства природных форм лежат элементарные гео­метрические фигуры и тела. Парикмахеры, создаваяя свои произведе­ния, используют эти знания.

Пропорциональная соразмерность в объемно-динамических компози­циях парикмахеров высокой моды налицо. Каждый начинающий па­рикмахер должен стремиться к совершенству этих образцов, исполь­зуя наследие Прошлых эпох.

Закон «золотого сечения» заимствован из классического искусства. Его сущность заключается в том, что при делении целого на две нерав­ные части меньшая из них относится к большей так, как большая часть к длине всего отрезка:

(Отношение отрезков 1 : 0,618)

Закон выражается также рядом последовательно возрастающих чисел: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144 и т. д., где каждое последующее равно сумме двух предыдущих.

Стрижки и прически, выполненные в пропорциях золотого сечения, производят впечатление уравновешенности, гармоничности.

Стрижка и прическа — это сугубо творческая сторона деятельности художника-модельера, парикмахера и правильно было бы назвать этот процесс композицией. При работе над композицией, конечно же, су­ществуют определенные принципы, общие закономерности, используя которые, можно сознательно корректировать свою работу, добиваясь наиболее приятных для глаз пропорций.

Например, концентрацией массы волос к лицу или от лица мы можем подчеркнуть или скрыть размер носа, и т. п.

Но при всем, что уже сказано, следует помнить, что нет раз и навсегда установленных отношений и пропорций, которые гарантировали бы наилучшие эстетические качества создаваемой прически.

Художники эпохи Возрождения строили свои произведения согласно геометрическим закономерностям. На рис. 149, а, б, в показан еще один вариант «золотого сечения»: нахождение геометрическим путем большого отрезка АС в пропорции «золотого сечения» по отношению к меньшему АВ и построение прямоугольника с «золотым» соотноше­нием сторон.

Рис. 149, а, б, в

Для этого нужно по меньшему отрезку АВ построить квадрат (см. рис. 149, а, б). Сторону АВ разделить пополам. Из точки О радиусом, равным диагонали полуквадрата, провести дугу до пересечения с про­должением линии АВ.

Точка С дает нам отрезок АС, который и явится большей стороной прямоугольника в пропорции «золотого сечения» по отношению к мень­шей стороне (немногим более 3:2).

Достаточно благоприятней для зрения и другой прямоугольник (рис. 149,в). По сравнению с «золотым сечением» он выглядит несколько «коренастее».

И еще. В эпоху математической школы пифагорейцев вопросу о «зо­лотом сечении» было уделено достаточное внимание. Ими была реше­на следующая задача: если разделить любой отрезок на две части А и В так, чтобы

А + В _ А А В’

то при решении этого квадратного уравнения получаются два корня:

Xj = 1,618 и —-

х2 = 0,618.

225

1S ИГ1Г/ГГТРГк rrnuwiru

Эти числа и получили название «золотых». Там, где человек ощущает гармонию — в звуках, в цвете, в размерах, там присутствует «золотое число».

Человек тоже сложен по закону «золотого сечения». Женщины носят туфли на каблуках и ультрамодные прически. Почему они это делают? Почему они чаще обращаются к парикмахеру и визажисту?

Если за точку сечения взять пупок, то от него вниз будет отрезок В, а вверх — отрезок А. Для мужчин это отношение в среднем равно 1,7; а для женщин — тоже в среднем — 1,5, т. е. мужчины в своей массе более стройны, чем женщины. Вот поэтому для создания видимости стройной фигуры женщины вынуждены удлинять часть В с помощью каблуков. Зная размеры модели или клиента, вы сможете рассчитать оптимальную высоту каблуков и прически. Касаясь же отдельно при­чески, найдите правильное соотношение следующих величин: длина шеи — лицо — прическа; лицо — прическа; прическа — рост и т. д.

Вписав лицо и прическу в овал, вы дос­тойно решите вид спереди.

Выполнив прическу и макияж кли­енту, вписав в данный овал, мы при­бавим солидности образу.

226

Рис. 150. Овальная форма идеальна в решении парикмахерских задач: а — овал в прямоугольнике «золотого сечения»; б — овал в прямоугольнике «золотого сечения»

Comments are closed.