Художники Древней Греции обратили внимание на соразмерность пропорций в мире природы и перенесли это открытие в скульптуру, архитектуру, прикладное искусство, живопись и т. д. Они заметили также, что в основе большинства природных форм лежат элементарные геометрические фигуры и тела. Парикмахеры, создаваяя свои произведения, используют эти знания.
Пропорциональная соразмерность в объемно-динамических композициях парикмахеров высокой моды налицо. Каждый начинающий парикмахер должен стремиться к совершенству этих образцов, используя наследие Прошлых эпох.
Закон «золотого сечения» заимствован из классического искусства. Его сущность заключается в том, что при делении целого на две неравные части меньшая из них относится к большей так, как большая часть к длине всего отрезка:
(Отношение отрезков 1 : 0,618)
Закон выражается также рядом последовательно возрастающих чисел: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144 и т. д., где каждое последующее равно сумме двух предыдущих.
Стрижки и прически, выполненные в пропорциях золотого сечения, производят впечатление уравновешенности, гармоничности.
Стрижка и прическа — это сугубо творческая сторона деятельности художника-модельера, парикмахера и правильно было бы назвать этот процесс композицией. При работе над композицией, конечно же, существуют определенные принципы, общие закономерности, используя которые, можно сознательно корректировать свою работу, добиваясь наиболее приятных для глаз пропорций.
Например, концентрацией массы волос к лицу или от лица мы можем подчеркнуть или скрыть размер носа, и т. п.
Но при всем, что уже сказано, следует помнить, что нет раз и навсегда установленных отношений и пропорций, которые гарантировали бы наилучшие эстетические качества создаваемой прически.
Художники эпохи Возрождения строили свои произведения согласно геометрическим закономерностям. На рис. 149, а, б, в показан еще один вариант «золотого сечения»: нахождение геометрическим путем большого отрезка АС в пропорции «золотого сечения» по отношению к меньшему АВ и построение прямоугольника с «золотым» соотношением сторон.
Рис. 149, а, б, в |
Для этого нужно по меньшему отрезку АВ построить квадрат (см. рис. 149, а, б). Сторону АВ разделить пополам. Из точки О радиусом, равным диагонали полуквадрата, провести дугу до пересечения с продолжением линии АВ.
Точка С дает нам отрезок АС, который и явится большей стороной прямоугольника в пропорции «золотого сечения» по отношению к меньшей стороне (немногим более 3:2).
Достаточно благоприятней для зрения и другой прямоугольник (рис. 149,в). По сравнению с «золотым сечением» он выглядит несколько «коренастее».
И еще. В эпоху математической школы пифагорейцев вопросу о «золотом сечении» было уделено достаточное внимание. Ими была решена следующая задача: если разделить любой отрезок на две части А и В так, чтобы
А + В _ А А В’
то при решении этого квадратного уравнения получаются два корня:
Xj = 1,618 и —-
х2 = 0,618.
225
1S ИГ1Г/ГГТРГк rrnuwiru
Эти числа и получили название «золотых». Там, где человек ощущает гармонию — в звуках, в цвете, в размерах, там присутствует «золотое число».
Человек тоже сложен по закону «золотого сечения». Женщины носят туфли на каблуках и ультрамодные прически. Почему они это делают? Почему они чаще обращаются к парикмахеру и визажисту?
Если за точку сечения взять пупок, то от него вниз будет отрезок В, а вверх — отрезок А. Для мужчин это отношение в среднем равно 1,7; а для женщин — тоже в среднем — 1,5, т. е. мужчины в своей массе более стройны, чем женщины. Вот поэтому для создания видимости стройной фигуры женщины вынуждены удлинять часть В с помощью каблуков. Зная размеры модели или клиента, вы сможете рассчитать оптимальную высоту каблуков и прически. Касаясь же отдельно прически, найдите правильное соотношение следующих величин: длина шеи — лицо — прическа; лицо — прическа; прическа — рост и т. д.
Вписав лицо и прическу в овал, вы достойно решите вид спереди.
Выполнив прическу и макияж клиенту, вписав в данный овал, мы прибавим солидности образу.
226 |
Рис. 150. Овальная форма идеальна в решении парикмахерских задач: а — овал в прямоугольнике «золотого сечения»; б — овал в прямоугольнике «золотого сечения»