С раннего детства мы знаем, что существуют различные источники света. Ими могут быть солнце, светлячки, фосфор, лампы накаливания, фонарики, свечи и т. д. Конечно, оговорить каждый источник света в отдельности невозможно, но для легкости по происхождению, их можно условно поделить на два вида:
• искусственный;
• естественный.
Естественное освещение нас окружает круглосуточно. даже ночью свет солнца, отраженный от поверхности луны, а также свет миллиарда звезд освещают нам дорогу. В искусстве вопросы естественного света очень подробно затронуты в трудах импрессионистов. Они очень глубоко и структурно рассмотрели его, и на основе своих изучений и наблюдений создали бессмертные труды и картины.
Прямой солнечный луч имеет желтый спектр в своей основе, поэтому поверхность предмета под прямым солнечным освещением, кроме излишней яркости и бликованости, приобретет еще и легкий желтоватый оттенок. К нашему счастью, солнечный луч проходит слои атмосферы земли, которые имеют «синий» цвет. В результате чего свет, особенно если он рассеянный, приобретает нейтральный оттенок, без ярко выраженного голубого или желтого цвета.
Но вы, наверное, замечали, что даже рассеянный естественный свет в течение дня немного меняет свой спектр от холодного к теплому. А идеальное нейтральное освещение мы можем увидеть только в полдень. Почему же так происходит? Этот эффект объясняется тем, что утром естественный свет содержит большое количество ультрафиолетовых лучей, в результате чего общее освещение приобретает холодный оттенок. При приближении вечера, в спектре естественного света начинают превалировать красные лучи, поэтому свет становится теплее.
На закате, солнце освещает небо красным спектром — это происходит в результате преломления лучей в атмосфере (эффект идентичный радуге), из-за чего основной спектр лучей уходит по касательной в космос, а красный спектр лучей, преломляясь опускается на землю.
Исходя из этой закономерности изменения цветового спектра естественного света, можно выявить следующее правило — утром хорошо смотрятся блондинки с холодным оттенком волос, достигая минимальной интенсивности к полудню. Вечером же выигрыш достается теплым (модным) цветам волос.
К сожалению, мы не можем окрашивать волосы клиенту находясь на улице. При этом, достигая эффекта рассеянности светового луча, то есть, чтобы он не попадал под прямым углом на волосы клиента. Да и фактор того, что к вечеру темнеет, тоже ограничивает нас в работе при естественном освещении. Поэтому нам приходится использовать искусственное освещение, которое минимум на порядок хуже естественного, особенно в цветопередаче. Это объясняется наличием преобладающего того или иного цвета в световом спектре ламп искусственного освещения. Вы, наверное, замечали, что в основном, искусственные световые источники по излучаемому цветовому тону бывают двух видов :
• белый (лампы дневного света) свет;
• желтый свет.
рабочем месте пару-тройку ламп дневного света. Можно будет дать стопроцентную гарантию — клиентка уйдет довольной.
Рассмотрим нижеприведенные примеры. Белый свет, попадая на фиолетовую поверхность предмета, отражается от него, но кроме стандартного набора отражаемого спектром цветов, к нему добавляется, усиливая синий и фиолетовый лучи, холодный цветовой спектр света лампы. Поэтому фиолетовый предмет при холодном освещении приобретет некую нотку сине-фиолетового цвета.
При взаимодействии холодного освещения с теплым цветом предмета, в нашем случае — желтым, к основному теплому желтому, отраженному лучу, добавляются синие, которые придают небольшой зеленоватый оттенок. Вряд ли клиент скажет вам «спасибо», если вы ему покажете получившийся прекрасный бежевый оттенок под светом холодных ламп.
1. Белый свет в своей основе имеет небольшое количество холодных оттенков (синий, фиолетовый, бирюзовый), которые придают свету большую яркость и чистоту.
2. Желтый свет, в отличие от холодного света, в своей основе имеет желтые цветовые лучи, за счет чего благоприятно воздействует на теплую (моднуюя) гамму цветов.
Холодное освещение благоприятно воздействует на холодные оттенки волос. Поэтому если вы работаете, в основном, с пепельными и перламутровыми оттенками, то добавьте на своем
Так, при отражении красного света от красного предмета, как видно на схеме, к нему добавляется желтый луч теплого света. В результате, красному придается небольшой карминный оттенок. То есть за счет добавления этой капли желтого, цвет становится более сочным и ярким, что благоприятно срабатывает на настроении клиента.
Именно поэтому показывать теплые цвета волос рекомендуется при теплом освещении. При воздействии теплого освещения на холодный цвет происходит неблагоприятное искажение цвета — он приглушается, а в некоторых случаях приобретает зеленоватый или сероватый оттенок. Как видно из примера, синий цветовой луч приобретает небольшой бирюзовый оттенок за счет соединения с желтым спектром освещения. Поэтому вы сами можете предположить, что скажет клиент, желающий получить красивый пепельный оттенок, а вместо этого в зеркале увидевший цвет волос русалки.
Конечно, прогресс не стоит на месте и на данный момент уже существуют лампы, которые испускают световой спектр, практически соответствующий естественному свету. Однако с учетом их цены и скорости перегорания, в использовании они встречаются достаточно редко. Поэтому в практике нам приходится учитывать особенности холодного и теплого освещения. Необходимо напомнить и то, что при окрашивании клиента не надо забывать, какое освещение в том помещении, где он проводит основную массу времени.
Конечно, наши клиенты не подразделяются только на один цвет волос, поэтому важно иметь нейтральное освещение в салоне, которое достигается путем смешивания холодного и теплого освещения. То есть вам необходимо искусственно создать эффект естественного освещения, выставляя холодное освещение (в естественном освещении эту роль играет небосвод) и теплое освещение (в естественном освещении эту роль играет солнечный свет) в таких пропорциях, чтобы получить смешанный нейтральный свет. для того чтобы можно было в некоторых случаях «обманывать» клиента, можно подвесить, как дополнительные источники света, теплое и холодное освещения, включая их при необходимости усиления того или иного цвета.
теплое естественное |
холодное |
Изменение цвета волос под воздействием различных источников света: |
Таблица: Изменение цвета под воздействием холодных и теплых искусственных источников света:
|