Основные законы композиции. Декоративные элементы, используемые в прическах

Под композицией прически понимается построение, рас­положение и соотношение ее составных частей. Компози­цией также называется и конечный результат этих дейст­вий — сама прическа.http://rtisnab.ru

С композицией непосредственно связано художественное оформление прически. В моделировании художественным офор­млением принято называть процесс создания по определен­ным законам как прически в целом, так и отдельных ее де­талей.

Основа композиции — это совокупность образующих форму объемов (частей), соотношений этих объемов, об­щих пропорций (масштаб) и силуэта. От того на сколько удачно решена композиция в целом, зависит красота и вы­разительность формы прически.

Для правильного проектирования модели прически не­обходимо знать объективные закономерности формообра­зования и композиции, т. е. компоненты композиции и ком­позиционные средства.

Компонентами композиции прически (как про­изведения) являются форма, силуэт, линии (конструктив­ные и декоративные), цвет* отдельные ее детали и декор (украшающие элементы).

Композиционными средствами (приемами) яв­ляются пропорции (соблюдение масштабности, единства характера всех элементов), симметрия и асимметрия (ком­позиционное равновесие, статика и динамика), ритм, кон­траст, нюанс.

Обязательным условием композиции является соблюде­ние единства стиля и образности формы. Выполнение этого условия зависит от умения передавать дух времени в облике прически.

Назначение прически и ее замысел определяют выбор ком­понентов композиции и композиционных средств.

Разработать композицию модели — это значит найти не­обходимое сочетание всех компонентов, характер их сопод­чинения и дополнения одного другим, добиться выявления художественной образности (т. е. общей гармонии прически, черт лица, фигуры, костюма).

Композиция должна быть гармонично целостной. Любая композиция может рассматриваться как определенная сис­тема, основанная на сочетании различных элементов (глав­ных, менее значимых и второстепенных).

Основными законами при создании композиции явля­ются:

1) подчинение компонентов композиции и композици­онных средств назначению прически;

2) наличие композиционного центра; 7

3) соразмерность всех частей и компонентов композиции между собой, а также с лицом и фигурой человека.

Основными правилами первого закона композиции явля­ются:

органическое единство назначения прически и ее формы (функциональность);

соответствие исходного материала назначению и форме прически;

единство исходного материала и декора (украшений).

Под функциональностью прически понимается соответствие ее формы своему назначению. Например, при­ческа женщины, работающей у станка, должна быть либо в виде короткой стрижки, либо иметь компактную форму. При­чески спортсменок должны базироваться также на короткой стрижке.

Вечерние прически должны в целом выглядеть более на­рядно и празднично, чем дневные (рабочие). Величина, со­отношение и характер всех деталей, образующих форму, дик­туются общим замыслом, т. е. все композиционные средства должны быть направлены на выявление художественного об­раза.

В своей работе парикмахер-модельер использует совершен­но особенный исходный материал — волосы. Этим во многом объясняется специфика композиционных свойств прически.

Любая деталь в прическе, а также ее форма в целом могут выглядеть красивыми только при условии, что в них отраже­ны особенности исходного материала, т. е. фактура волос. По фактуре волосы могут быть рыхлыми, эластичными, сыпу­чими, тонкими, толстыми и т. д. Обеспечить художествен­ную (и практическую) ценность прически можно только учитывая эти исходные данные и используя соответственно те или иные композиционные средства и технические при­емы, позволяющие осуществить замысел художника.

Для украшения прически используются волося­ные изделия, бижутерия, ленты, обручи, цветы, завитки, цветные пудры и т. п. Применение любых видов отделки в каждом конкретном случае должно композиционно соответ­ствовать исходным данным и отвечать назначению прически. При использовании украшения в композиции прически не­обходимо учитывать его характер, вид, технику изготовле­ния, так как оно не должно противоречить структурно-фак — турным качествам волос (исходным данным), а также фор­ме прически.

Пример. Требуется сделать прическу (узел) с применением наклад­ной косы, придающей композиции большую значительность, мону­ментальность. Если собственные волосы клиентки тонкие и слабые, а коса изготовлена из толстых эластичных волос, то прическа будет вы­глядеть неестественной и некрасивой. В этом случае косу следует ис­пользовать только для создания формы прически, т. е. по возможности спрятать ее под волосами клиентки так, чтобы фактура косы не про­сматривалась. Украшения в этом случае должны отвлекать внимание от фактурных особенностей накладной косы. Такими украшениями в за­висимости от назначения прически могут быть ленты, обручи, цветы и бижутерия.

Очень часто применение декоративных украшений, осо­бенно в парадных прическах, обусловливается не столько желанием еще более украсить композицию, сколько необхо­димостью скрыть изъяны прически, которые возникают вследствие нехватки исходного материала (т. е. волос). Напри­мер, лишние проборы, какие-то исходные точки разворотов прядей или пустоту в объемно-пространственной структуре прически, которая представляется неэстетичной. Прикрывая изъяны прически украшениями, создают «композиционные мостки». Разнообразные декоративные заколки и гребешки, фиксирующие детали прически из длинных волос в опреде­ленных местах, придают ей дополнительную нарядность, спо­собствуют созданию выразительности образа.

Правильно спроектированная модель не нуждается ни в каких дополнительных украшениях, за исключением тех слу­чаев, когда необходимо подчеркнуть идейную направленность композиции. В этом случае украшение органически входит в композицию модели. Например, фата или белые цветы в при­ческе невесты, эмблема в конкурсной прическе или специ­фические украшения, позволяющие точно обозначить исто­рическое время или исторический типаж.

Помимо украшений существуют и другие средства деко­ративного решения модели. Формообразование деталей при­чесок предопределяется главным образом ее конструкцией. Чем сложнее форма прически, тем многообразнее Moryf быть конструктивные линии, выражающие ее. Это могут быть пря­мые, кривые, изогнутые, вертикальные, горизонтальные, длинные линии или их различные сочетания. Эти линии не­отделимы от формы прически и являются важным средством не только конструктивного, но и эстетического решения мо­дели.

Различают две формы прически: главную, т. е. форму со­ставляющую основу прически, ее объем, и декоративную, предназначенную для внешнего обогащения объема причес­ки, т. е. для создания модели.

К декоративным элементам относятся разнообразные ло­коны, волны, форма окантовки, различные челки. Декора­тивные формы не могут существовать самостоятельно, они подчиняются главным формам. Создание же главных форм обусловлено исходными данными как конструктивно, так и эстетически.

Второй закон композиции утверждает наличие центра ком­позиции, т. е. места сосредоточения основных важнейших свя­зей между всеми элементами. Как правило, это и смысловой центр модели. Композиционный центр может располагаться в любой зоне головы. Его местонахождение и соединение с другими компонентами прически должно способствовать наи­более четкому раскрытию замысла художника и образности модели. Композиционный центр может не совпадать с гео­метрическим центром или осью симметрии. Все компонен­ты, составляющие композиционный центр (акцент) причес­ки, разделяются на главные, необходимые для образования объемной формы (с контурными очертаниями), и второсте­пенные (декоративно-конструктивные), к которым относят­ся локоны, челки, украшения и т. д.

Важным свойством композиции прически является равновесие ее объемной формы, т. е. такое состо­яние, при котором все элементы прически сбалансированы между собой. Композиционное равновесие — это не про­стое равенство величин. Оно зависит от распределения ос­новных компонентов композиции относительно центра при­чески и организации ее пространства, т. е. пропорций, пла­стики формы и цветотональных отношений отдельных частей.

Основными правилами второго закона композиции явля­ются:

выявление центрального акцента композиции и подчине­ние ему других компонентов прически;

уравновешенность композиции.

Важнейшим фактором третьего закона композиции явля­ется масштабность, т. е. соотношение прически и ее формы с размером головы, деталями лица и фигурой чело­века, а также соотношение частей прически между собой.

Масштабность имеет прямую зависимость от цвета и фак­туры как всей прически, так и ее отдельных деталей. Так, прическа из светлых волос кажется более объемной, чем точно такая же прическа из темных волос. Различные в цве­тотональном отношении детали прически в зависимости от окружающих элементов могут в общей композиции казать­ся меньше или больше.

Новая мода всегда заключает в себе новую систему про­порций, и в соответствии с ней должна соблюдаться и мас­штабность. Число, размер и форма деталей прически, их соразмерность и согласованность с моделью в целом долж­ны обязательно уточняться в процессе моделирования, так как изменение любого компонента, как правило, влечет за собой изменение формы и объема той части прически, где этот компонент располагается.

Comments are closed.