Основы пастижерного дела

Общие сведения

Пастижерное дело люди знали еще за много лет до нашей эры. Наиболее бурный рост это искусство получило в XVIII ‑ XIX вв., когда мода на парики распространилась в большинстве стран Европы. По богатству отделки и по форме парика в те времена даже судили о положении в обществе его владельца. Мастерство изготовления париков было известно немногим и передавалось по наследству от отца к сыну как сокровенная тайна и величайшая ценность.

В настоящее время изготовлением таких изделий, как парики и шиньоны, работники парикмахерских не занимаются. Поэтому в данном учебнике технология изготовления этих изделий не освещается.

Учитывая большую сферу применения прядок из волос, на которых в профессионально‑технических училищах отрабатываются различные приемы владения парикмахерским инструментом, в настоящей главе описана лишь технология изготовления прядки для учебных целей.

Основой пряди, как и большинства изделий из волос, является трес , представляющий собой ряд сплетенных по определенной системе волос. Процесс плетения волос на нитях называется тресованием .

Тресбанк (рис. 96) ‑ основное приспособление для тресования, представляющее собой две круглые деревянные или металлические стойки, служащие для натягивания ниток треса. Средний диаметр стоек 40 ‑ 50 мм, высота 20 ‑ 40 см. Концы стоек вмонтированы в струбцинки, которые крепятся к столу. Расстояние между стойками при их креплении к столу должно составлять не менее 60 ‑ 70 см. Это позволяет осуществить равномерное натяжение всех нитей, а стойки не будут мешать работе.

Основы пастижерного дела

Рис. 96. Тресбанк

Правая стойка имеет три сквозных отверстия, первое из которых расположено на расстоянии 5 ‑ 6 см от верхнего ее конца. Расстояние между отверстиями 6 ‑ 7 см. Эти отверстия служат для вмонтирования в них колков, имеющих в верхней своей части специальную выточку для ниток. На левой стойке имеется специальный зацеп, расположенный на уровне среднего колка правой стойки. Он предназначен для закрепления трех ниток, идущих от колков правой стойки.

Основы пастижерного дела

Рис. 97. Карда

Карда (рис. 97) ‑ инструмент для первичной обработки остриженных волос, предназначенный для их расчесывания и перемешивания. Карда представляет собой обитую жестью деревянную пластину; иногда карды изготовляют из металлических или гетинаксовых пластин. Карда может быть в форме квадрата. На пластине располагаются в несколько рядов металлические зубья. Средние размеры карды 10Ч25Ч2 см; площадь рабочей части (занятой металлическими зубьями) 8Ч20 см. Высота рабочих зубьев колеблется от 4 до 6 см. Частота зубьев в карде различна. Так, расстояние между зубьями первого ряда по всему периметру карды равно 5 ‑ 6 мм, тогда как в последующих рядах зубья расположены реже ‑ через 10 ‑ 12 мм.

При работе карду для устойчивости прикрепляют к столу специальной струбцинкой (рис. 98). Она состоит из кронштейна с двумя щечками. Верхняя щечка служит для захвата карды, нижняя ‑ для прикрепления к доске стола.

Основы пастижерного дела

Рис. 98. Струбцинки

В нижней щечке имеется отверстие с резьбой, в которую вворачивается винт упора. Площадка в виде шайбы на конце винта в рабочем положении упирается снизу в доску стола. Для удобного завинчивания винта к нижнему концу его прикрепляется специальная ручка или барашек.

Подготовительные работы

На столе закрепляют стойки тресбанка, на колки натягивают нити и укрепляют карду. Волосы расчесывают на карде, смешивают две партии волос различного цвета (мелирование), рассортировывают их по длине и размещают в карде.

При закреплении тресбанка в рабочем положении его стойки прикрепляют к столу специальными струбцинками. Струбцинки должны прочно удерживать стойки тресбанка в вертикальном положении по отношению к поверхности стола.

Затем на каждый из трех колков правой стойки наматывают нити, после чего колки вставляют в отверстия правой стойки тресбанка; концы нитей для каждого колка протягивают к зацепу левой стойки и закрепляют на нем простым узлом. Сняв верхний колок с нитью, связывают петлеобразным узлом все три нити вместе на расстоянии 2 ‑ 3 см от зацепа левой стойки. Таких узлов нужно сделать два или три. Они и будут служить началом треса. После этого колок ставят на место.

Для равномерного натяжения всех нитей каждый из колков нужно провернуть в гнезде в сторону их намотки. Укрепленный тресбанк с равномерно натянутыми нитями считается готовым к работе.

Рядом с правой стойкой тресбанка располагают карду, прижатую к столу струбцинкой. В карду закладывают предназначенные для тресования волосы, а сверху на них кладут жесткую щетку щетиной вниз или вторую карду зубцами вниз (рис. 99). Рядом с кардой должно быть расположено блюдце с водой для смачивания кончиков волос перед сплетением каждой взятой из карды прядки. Смоченные кончики волос плотнее затягиваются в тресе и при высыхании прочнее сохраняют форму плетения. Кроме того, смоченные волосы не распускаются, что облегчает работу мастера.

Основы пастижерного дела

Рис. 99. Рабочее положение карды

При подготовке волос к тресованию особое внимание необходимо обратить на то, чтобы не спутать головки волос с их концами. (Головками принято называть часть волос со стороны корней.) Волосы должны быть сложены в одном направлении; в противном случае в готовой пряди они могут легко запутаться.

Основы пастижерного дела

Рис. 100. Расчесывание волос на карде

Прядь волос начинают расчесывать с концов. Для этого концы волос кладут на зубья карды, держа прядь за середину, и несколько раз продергивают ее сквозь зубья (рис. 100). Как только концы волос начнут свободно проходить сквозь карду, прядь перевертывают и прочесывают волосы со стороны головок, а затем прядь переворачивают вновь концами к карде, но при этом правую руку, держащую прядь волос, передвигают от середины ближе к головкам. Количество таких переворачиваний пряди и время их расчесывания зависят от длины и степени запутанности волос.

Как правило, остриженные волосы на голове имеют разную длину. Это различие нужно постараться сохранить и в тресе и для этого после расчесывания на карде отделить длинные волосы от коротких и при тресовании чередовать их. Только при этом условии может получиться ровный и красивый трес.

Иногда возникает необходимость после расчесывания волос на карде добавить к ним волосы другого цвета. Смешивание двух партий волос различного цвета называется мелированием . Для выполнения этой операции подбирают волосы соответствующих цветов и помещают их на карду. Левой рукой прядь поддерживают в карде со стороны головок волос, а празой скручивают ее в середину, соблюдая направление накрутки в левую сторону.

Скрутив таким образом всю прядь, ее расчесывают на карде сначала от головок к концам, а затем наоборот. Эту операцию повторяют несколько раз до полного перемешивания волос. При смешивании волос двух различных цветов можно добиться очень красивого общего оттенка.

Comments are closed.