ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ И ГАРМОНИИ ЦВЕТА

О чем?

Данный параграф расскажет о том, как «оседлать» цвет, подчинить его и безошибочно пользоваться им в практике. Будут затронуты такие темы как: гармония, контраст, гармонические сочетания, соотношение цветов по площади и форме, а также распределение и расположение цветов, и, конечно же, правила оптических иллюзий, которые повсеместно используются в создании рекламы, одежды и многих других отраслях.

Зачем?

Данная информация будет незаменимой, при работе с образом клиента, подборе цвета волос. Вспомните, сколько раз вы стояли в задумчивости перед палитрой и пытались решить, какие цвета выбрать, как они будут смотреться вместе, да и вообще, в каком количестве их брать и где расположить. Ответ на эти вопросы вы решали при помощи коллективного обсуждения, «мозговой атаки» или уничтожением легких, при помощи третьей сигареты подряд. Так вот именно этот параграф откроет вам глаза на истинную суть. На подбор цвета у вас должно уходить не более 20 секунд, и именно из этого параграфа можно почерпнуть, как можно быстро генерировать идеи и цветовые сочетания.

Для кого?

Конечно, для неподготовленного человека информация будет даваться сложно, поэтому для начинающих колористов ее нужно будет разжевать и осторожно положить в рот, при этом рассматривая огромное количество примеров. Работать с профессионалами будет приятней, поскольку для них достаточно будет рассказать о системе, и они уже сами сделают все остальное.

Как?

Как и в предыдущих главах, информацию необ­ходимо подавать с помощью цветных иллюстраций. Они должны быть заранее подготовлены на специальных листах формата А1 или выполнены в формате Power Point для мультимедийного проектора.

Длительность проведения будет варьироваться от профессиональной подготовки и от формата подачи информации. Если вы преподаете в колледже, институте или на курсах, то теорию необходимо обязательно подавать с практически­ми занятиями и давать ее, как минимум, в течение пяти-шести академических часов. При подаче в формате семинарских занятий, практика может быть опущена, а сама информацию преподнесена в виде лекции, которая должна занимать не более одного-двух академических часов.

* * *

К гармоничным сочетаниям цвета относятся: сочетания, производящие впечатление колористи­ческой цельности, цветовой уравновешенности, цветового единства. Под цветовым равновесием понимается такое соотношение и такие качества цветов, при которых они не кажутся чуждыми один другому и ни один из них не преобладает над другим.

Правда, необходимо сделать оговорку: всякая гармония означает определенную закономер­ность, но не всякая закономерность может вести к гармонии8.

Во все времена эстетическая оценка цветовых отношений, в первую очередь, определялась отношением цветовых тонов. Именно сочетания различных цветовых тонов, прежде всего, обуславливают и характеризуют гармонические сочетания цветов. Кроме того, большую роль играют сочетания цветовых тонов по светлоте. По-настоящему, оценить сочетания цветовых тонов можно только с учетом их светлотных и тональных отношений. Поэтому любой цвет нельзя рассматривать изолированно от его насыщенности и светлоты. При этом не надо забывать, что один и тот же цвет в разном светлотном диапазоне может производить, в зависимости от ситуации и настроения, иногда приятное, а иногда неприятное впечатление.

Из всего сказанного следует, что гармонию цветов можно и нужно рассматривать как композицию цветовых отношений и как совокупность цветовых комбинаций, с учетом всех основных характеристик цветов — светлоты, насыщенности, цветового тона, оттенка, формы и размеров площади, занимаемых этими цветами. Эстетически оценить указанную гармонию каким-либо другим способом, кроме визуального, невозможно. Т. е. главным эстетическим критерием гармонических сочетаний цветов является визуальная оценка.

Самым легким достижением гармонически сбалансированной цветовой композиции являет­ся построение гармонии, основанной на смеси цветов, в сумме дающих нейтральный серый цвет. Это утверждение было научно доказано в 1797 году. Поэтому при построении простей­шей гармонической композиции цвета нужно учитывать правило нейтрализации цветов, т. е. подбирать цвета по цветовому тону, площади распределения, насыщенности и светлоте так, чтобы в итоге они перевоплощались в нейтральный серый цвет17.

ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ И ГАРМОНИИ ЦВЕТА

Конечно, волосы сами по себе сложно окрасить так, чтобы создать психологически нейтрально серый цвет. Поэтому при подборе сложных ком­позиционных и гармонических цветов, нужно учитывать такие факторы как макияж, цвет одежды и многое другое. Для создания более динамичной и интересной композиции важно придавать ей какой — то основной оттенок, который будет доминировать, и создавать психологическое настроение. Запом­ните, что идеальна не та композиция, которая математически просчитана, а та, которая психо­логически и эстетически красива и приятна. Да, конечно, хорошо бы все просчитать, вывести об­щую цветовую гамму в смеси в серый цвет. Но где душа, где энергия? Не надо забывать, что клиенты от нас ждут чего-то ТАКОГО, а не просто «мелирования».

Но, как говорится, талант — хорошо, но без знаний он ничто, поэтому при создании красивых компози­ций все-таки придется пользоваться правилами и законами. В практике парикмахеры колористы пользуются пятью основными правилами создания «цветовых картин»:

1. Привила контраста;

2. Правила гармонических сочетаний;

3. Правила формы и массы цвета;

4. Правила распределения и расположения цвета в композиции;

5. Правила оптических иллюзий.

5.1. КОНТРАСТ

Контраст — при сравнении между собой двух или более цветов, находятся чётко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, говорится о диаметральном или поляр­ном контрасте. Так, например, противопоставле­ния большой-маленький, белый-чёрный, холодный — тёплый в своих крайних проявлениях представляют собой полярные контрасты[14].

В работе контраст является наиважнейшим средством, поскольку при помощи него можно акцентировать внимание на необходимых зонах и участках, а также отвлечь внимание от ненужных элементов и недостатков. Различают всего пять видов контраста:

1. Контраст цветовых тонов;

2. Контраст светотеневой;

3. Контраст температур;

4. Симультанный контраст;

5. Контраст насыщенности.

5.1.1. КОНТРАСТ ЦВЕТОВЫХ ТОНОВ

Контраст цветовых тонов — это контраст цветов, основанный на различие цветовых нюансов, на­пример, красный, синий и желтый. Максимального

ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ И ГАРМОНИИ ЦВЕТА

эффекта можно достичь, добавляя между оттенками ахроматические цвета, например, черный.

ПРИМЕР:

Сочетание цветов 5.20, 6.60 и 8.30 является контрастом цветовых тонов. Более мягко, но не менее красиво, будет смотреться контрастное со­четание цветов 7.44, 7.3 и 7.60.

ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ И ГАРМОНИИ ЦВЕТА

5.1.2. КОНТРАСТ СВЕТОТЕНЕВОЙ

ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ И ГАРМОНИИ ЦВЕТА

Светотеневой контраст достигается путем сочета­ния цветов, различных по светлоте. При этом контраст будет тем сильнее, чем выше разница по светлоте. Этот контраст, чаще всего, применяется в парикмахерском бизнесе, и даже если колорист создает контраст температур или цветовых тонов, он обязательно усиливает эти контрасты светлотным.

ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ И ГАРМОНИИ ЦВЕТА

ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ И ГАРМОНИИ ЦВЕТА

ПРИМЕР:

Сочетание цветов 5N, 8N и 1000х является контрастом цветовых тонов. Более мягко, но не менее красиво будет смотреться контрастное сочетание цветов 5.1, 8.32 и 10.31.

А

Comments are closed.